Север и рынок. 2016, N 3.

ее структурного, а также функционального развития с учетом общегосударственных нормативно-законодательных ограничений и задач с целью достижения максимального уровня социально-экономического развития региона [1]. Часто исследователи связывают процесс финансового регулирования развития территорий с выявлением и реализацией финансового потенциала регионов. Более подробно содержание финансового потенциала региона, его структура и механизм количественной оценки рассматривается авторами в работах [2, 3]. В современных исследованиях большое внимание уделяется инструментам и рычагам финансового регулирования территориальных пропорций. При этом различные авторы приводят собственную трактовку их содержания и классификации. Ф. Ф. Галлямов подразделяет инструменты и формы управления, регулирования и воздействия федерального центра на финансовую и экономическую систему субъекта РФ на директивные, административные, регулирующие, индикативные (согласительные, рекомендующие), преимущественно рыночные и косвенные [4]. Г. Н. Пономоренко при регулировании регионального развития федеральным центром выделяет две принципиально разных группы инструментов: инструменты выравнивания (межбюджетные трансферты, кредиты, частично ФЦП и т. д.) и инструменты стимулирования роста (особые экономические зоны, технопарки, потенциально возможное перераспределение налоговых доходов в пользу регионов и т. п.) [5]. Е. Б. Дьякова в качестве групп методов государственного регулирования экономики регионов выделяет прямые методы (бюджетное финансирование, государственный и местный заказ, государственные гарантии, госрегулирование цен, финансовая помощь регионам), косвенные методы (политика в области заработной платы, амортизационная политика, страховой и денежный (эмиссионный) механизмы) и смешанные методы (стимулирование развития через внебюджетные фонды, кредитная политика, налоговый механизм, лицензирование, госинвестиции) [6]. Многие авторы, признавая широкий комплекс инструментов воздействия на региональные финансы, указывают, что приоритетной и наиболее значимой группой являются бюджетно-налоговые инструменты. Так, В. П. Малахов в работе [7] констатирует, что финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы, дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Аналогичную мысль высказывают Л. А. Велибекова и М. Г. Юсупова: государство воздействует на экономику различными финансовыми методами, но наиболее распространенными являются бюджетные, связанные с государственными расходами, и налоговые [8]. Одновременно региональные бюджеты признаются практически всеми исследователями основополагающим звеном, формирующим региональные финансовые системы [см., например, 9, 10]. Обобщая существующий спектр взглядов на систему реализации финансового регулирования территориального развития, можно сформировать общую систему финансовых рычагов регулирования финансовых процессов в субъектах РФ (рис.1). Рис. 1. Система финансовых рычагов 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz