Север и рынок. 2016, N 3.
Так, например, среди унитарных стран можно выделить группу, которая не имеет отдельных структурных единиц, а на территории отсутствуют административные единицы. Как правило, это небольшие по территории государства (Мальта, Бахрейн, Сингапур). В этих странах необходимость осуществления регионального финансового регулирования отсутствует. Достаточно многочисленна группа унитарных государств, характеризующихся наличием лишь территориально-административных единиц и не имеющих в своей структуре автономий (такие страны, как Польша, Словакия, Индонезия, Египет, Болгария и многие другие). В данной группе выделение отдельных административно-территориальных субъектов осуществляется, главным образом, для управленческих функций. Финансовые полномочия территориальных органов власти ограничены, вся полнота финансовых рычагов управления сосредоточена на уровне государственных органов власти. Объёмы и пропорции распределения финансовых ресурсов, выделяемых субъектам государства, определяются централизовано. Среди унитарных государств следует выделить группу стран, имеющих одну или несколько автономий. Такие государства относят к сложным унитарных государствам (это такие страны, как, например, Испания, Великобритания, Дания, Франция, Китай). Как правило, финансовое регулирование в таких странах имеет ассиметричную форму, т. е. полномочия в области финансовых отношений основных территориально-административных единиц и автономий могут заметно различаться (полномочия последних значительно шире). В целом для унитарных государств характерна одноуровневая или двухуровневая бюджетная система, при этом нижний уровень представлен бюджетами различных субъектов территориально-административного деления страны (так, в Японии, помимо государственного бюджета, формируются бюджеты префектур и муниципалитетов, во Франции — бюджеты департаментов и коммун, в Великобритании — бюджеты графств и округов). Основная часть финансовых потоков в унитарных государствах проходит через верхний уровень бюджетной системы — государственный бюджет, а государственные органы власти с помощью данного инструмента осуществляют перераспределение большей части национального дохода. Несмотря на то что во многих унитарных странах провозглашены принципы автономии территориальных бюджетов, фактически степень их самостоятельности ограничена, а полнота финансовых полномочий сосредоточена на государственном уровне. В федерациях, как правило, финансовые системы включают в себя три уровня: федеральный, региональный и местный, при этом каждое звено системы достаточно самостоятельно, обладает законодательно установленным объемом полномочий и функций. При этом в мировой практике встречаются федеративные государства с разнообразными схемами распределения бюджетных полномочий и построения межбюджетных связей. Так, среди стран, где распространена практика ограничения финансовых прав субъектов Федераций, можно выделить Канаду и Австралию. Примерами федераций с более широкими полномочиями субъектов являются США, Швейцария. Спектр и специфика применения финансовых рычагов регулирования территориального развития в странах заметно различается в силу исторических особенностей, сложившейся системы взаимоотношений «центр - - территории», уровня финансовых возможностей государственных органов власти. Так, например, доля региональных и местных налогов в Канаде составляет более 50 %, в США — около 35 %, в Германии и Австралии — около 25 %. При этом для всех перечисленных стран общая доля региональных и местных доходов бюджетов после финансового выравнивания находится на уровне 45-58 %. То есть в одних странах активнее используются налоговые инструменты регулирования территориального развития, в других — система финансовых перечислений в виде дотаций, субсидий, субвенций. Вопросы реализации финансового регулирования регионального развития актуальны и для России. Это подтверждает достаточно подробное освещение методологических и практических проблем реализации региональной финансовой политики в научных работах современных отечественных экономистов. Большинство авторов рассматривает финансовое регулирование развития территорий как процесс или действия, направленные на объект регулирования, в качестве которого выступает, как правило, региональная финансовая система. Так, можно привести определение Г. Н. Куцири, согласно которому регулирование региональной финансовой системы — это осуществляемый государственными органами комплексный процесс определения состава макропоказателей ее состояния, их целесообразных (эффективных) количественных характеристик, контроля за их достижением в ходе функционирования системы и разработки, внедрения прямых и косвенных мер стратегического, тактического и оперативного характера, направленных на обеспечение 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz