Север и рынок. 2016, N 3.
FINANCIAL LEVERS OF REGULATING TERRITORIAL DEVELOPMENT E. A. Verbinenko, PhD (Economics), Leading Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia R. V. Badylevich, PhD (Economics), Senior Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia Abstract. The article considers the contents of the main tools of financial regulation of territories, taking into account the factors determining their specificity. Both in the market economy, and in the command-administrative system, there are problems when governmental intervention is needed, and objectives, solving of which the governmental financial regulation is aimed at. In the latest economic literature, problems of governmental regulation of market processes are treated differently. Approaches to the contents and classification of tools of governmental regulation of market processes are also different. Governmental financial regulation is aimed at preventing possible or eliminating existing disparities in economic development, as well as at ensuring development of advanced technologies and social stability on the territory. The problem of balancing the level of socio-economic development of regions is one of the most difficult, not only for the Russian Federation but also for the other countries. The article deals with the experience of the territorial financial regulation in the foreign practice. The basis of the financial regulation abroad is budgetary control. In Russia, the range of regulation of the financial levers is wide enough. These are monetary levers used to implement the monetary policy, and fiscal ones as the fiscal policy tools. The possibility of using monetary and fiscal levers is different for different levels of management. The use of monetary levers by regional authorities is limited, while fiscal levers are an efficient tool for regulation and redistribution of financial flows in the Russian regions. Keywords: financial regulation, financial levers, fiscal levers, monetary levers, budget regulation tools, municipal order. Во всех экономических системах государство регулирует экономические процессы. В странах с рыночной экономикой такое регулирование осуществляется в меньшей степени, чем в административно-командной системе. Но и в рыночной экономике роль государства велика, так как появляются проблемы и задачи, на решение которых направлено государственное регулирование экономических процессов в целом, в том числе финансовое регулирование. В современной экономической литературе проблемы государственного регулирования рыночных процессов трактуются по-разному. Известные экономические школы кейнсианства, монитаризма, институциализма сформировали теории государственного регулирования, в которых формы и методы государственного регулирования экономических процессов имеют свои, отличные от других, формулировки. Государственное финансовое регулирование направлено, в первую очередь, на предотвращение возможных или устранение уже имеющихся диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами и появляется угроза перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности. Особенно актуальна необходимость финансового регулирования для стран, где в силу климатических условий, исторических традиций, неравномерности размещения природных ресурсов существуют заметные существенные диспропорции в экономическом и финансовом потенциалах отдельных регионов. Основой регионального финансового регулирования за рубежом является бюджетное регулирование. Дифференцировать государства представляется возможным на основании степени децентрализации бюджетных систем. Степень такой дифференциации главным образом зависит от формы государственного устройства, которая подразумевает внутреннее строение страны и принципы взаимодействия ее составных частей (территорий). В настоящий момент выделяют простую форму государственного устройства (унитарное государство) и сложные формы (федерации, конфедерации). Безусловно, степень децентрализации региональных финансовых систем у стран со сложной формой государственного устройства будет гораздо выше по сравнению с унитарными государствами. При этом отдельно в рамках каждого типа государственного устройства можно провести дополнительную градацию по степени централизации финансовых отношений. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz