Север и рынок. 2016, N 3.

8. Osnovnye napravlenija nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2014 god i na planovyj period 2015 i 2016 godov [Main directions of the RF tax policy in 2014 and for the period upto 2015-2016]. (In Russ.). Available at http://www.minfin.ru (accessed: 06.06.2013). 9. Panskov V. G. Nalogovye l'goty i preferencii: problemy, puti reshenija [Tax benefits: challenges and opportunities]. Materialy k Chetvertomu rossijsko-ukrainskomu simpoziumu “Teorija i praktika nalogovyh reform”: sbornik statej. (In Russ.). Available at: htt p http://www.garant.ru. 10. Modernizacija mehanizma nalogovogo regulirovanija i stimulirovanija innovacionnoj dejatel'nosti v RF [Modernization of mechanism of tax regulation and stimulation of innovative activity in the RF]. A. V. Bryzgalin, M. V. Koroleva, D. A. Il'inyh, Z. M. Kazachkova, E. A. Letavina, N. I. Jashina, L. A. Chesnokova, I. V. Gorelova, E. I. Novikova, I. A. Mitrofanova, M. S. Solov'ev. Sudebnaja praktika po nalogovym ifinansovym sporam, 2013, Part 1. Nalogi ifnansovoeparvo, 2014, No. 4, pp. 20-110. (In Russ.). 11. Osnovnye napravlenija nalogovoj politiki na 2015 god i planovyj period 2016 i 2017 godov [Main directions of tax policy in 2014 and for the period upto 2016-2017]. (In Russ.). Available at: http://minfin.ru (accessed: 19.12.2014). 12. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 05.04.2016, s izm. ot 13.04.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 05.05.2016) [The Russian tax code (Part 2)]. (In Russ.). Available at : http://www.pravo.gov.ru ( accessed: 05.04.2016). 13. Barasheva T. I. Razgranichenie nalogovyh polnomochij mezhdu sub’’ektami nalogovoj politiki [Delimitation of tax powers among tax policy subjects]. JeKO, 2007, No. 1, pp. 57. (In Russ.). 14. Osnovnye napravlenija nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2016 god i planovyj period 2017 i 2018 godov [Main directions of the RF tax policy in 2016 and for the period upto 2017-2018]. (In Russ.). Available at: http://www.minfin.ru (accessed: 27.07.2015). 15. Tjupakova N. N. Formirovanie nalogovogo mehanizma raspredelenija dobavlennoj stoimosti: teorija, metodologija, praktika [Formation of tax mechanism of added value distribution: theory, methods and practice]. Krasnodar, 2012, pp. 133-136. (In Russ.). УДК 332.14 ФИНАНСОВЫЕ РЫЧАГИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Е. А. Вербиненко, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия Р. В. Бадылевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия Аннотация. Рассмотрено содержание основных инструментов регулирования финансового развития территорий с учетом факторов, определяющих их специфику. И в рыночной экономике, и в командно-административной системе появляются проблемы, когда необходимо вмешательство государства, и задачи, на решение которых направлено государственное финансовое регулирование. В современной экономической литературе проблемы государственного регулирования рыночных процессов трактуются по-разному. Подходы к содержанию и классификации инструментов государственного регулирования рыночных процессов также различны. Государственное финансовое регулирование направлено на предотвращение возможных или устранение уже имеющихся диспропорций в экономическом развитии, а также на обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности на определенной территории. Проблема выравнивания уровня социально-экономического развития регионов является одной из сложнейших не только для Российской Федерации, но и для зарубежных стран. Исследован опыт финансового территориального регулирования в зарубежной практике. Основой финансового регулирования за рубежом является бюджетное регулирование. В России спектр рычагов финансового регулирования развития территорий достаточно широк. Это монетарные рычаги, используемые для реализации денежно-кредитной политики, и фискальные, такие как инструменты бюджетно-налоговой политики. Возможность применения монетарных и фискальных рычагов отличается для различных уровней управления. Использование монетарных рычагов региональными властями ограничено, фискальные же рычаги являются действенным инструментом регулирования и перераспределения финансовых потоков в субъектах РФ. Ключевые слова: финансовое регулирование, финансовые рычаги, фискальные рычаги, монетарные рычаги, инструменты бюджетного регулирования, инструменты налогового регулирования, муниципальный заказ. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz