Север и рынок. 2016, N 3.

упрощенной системы. С 2016 г. может предоставляться полное освобождение от налога при выборе налоговой базы — доходы. Пониженная ставка предусматривается также в границах единого вмененного налога в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. Таким образом, исследование механизмов государственной политики в налоговой сфере [11, 12] позволило обозначить общую направленность налоговых преференций, которая может быть охарактеризована как ориентированная на выполнение приоритетных национальных задач (табл.2), поскольку при реализации налоговых механизмов затрагиваются, прежде всего, государственные интересы. Таблица 2 Этапы становления и развития системы механизмов налогового стимулирования Этап Содержание этапа Первый этап (1991-1998 гг.) Налоговой системе анализируемого периода свойственна фискальная направленность налогообложения при низкой результативности вводимых налоговых льгот Второй этап (1999-2003 гг.) Период сокращения налоговых льгот. Недооценка налоговых регуляторов как стимулирующего инструмента налоговой политики в условиях сохранения фискальной ориентации налоговой системы. Сужение налоговых полномочий регионов в регулировании социально-экономическими процессами [13] Третий этап (2004-2008 гг.) Новый этап развития системы льготного налогообложения: стимулирование деловой активности бизнеса через снижение налоговой нагрузки. Принятие мер, направленных на поддержку инвестиционной активности, стимулирование инвестиций в НИОКР Четвертый этап (2009-2013 гг.) Расширение элементов стимулирующей налоговой политики: поддержка инновационной деятельности, высокотехнологичных производств и содействие процессу модернизации. Проведение антикризисных налоговых мер. Поддержка доходов нефтяной отрасли в приоритетных для государства регионах на фоне падения мировых цен на нефть. Принятие мер, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства и развитие человеческого капитала. Сокращение роли регионов в управлении НДПИ. Расширение налоговых полномочий в регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Пятый этап (с 2014 г. по н. в.) Дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер. Стимулирование создания на территории РФ новых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения в производственные мощности; формирование комфортного налогового режима для специальных инвестиционных контрактов; стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы; поддержка организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан Примечание. Составлено автором. Кроме того, множественность налогов, закрепленных за федеральным уровнем, и введение стимулирующих механизмов преимущественно в их границах нивелируют значимость региональных и муниципальных льгот, что будет препятствовать соблюдению интересов местного уровня по преодолению диспропорций в условиях хозяйствования. Общее воздействие на бизнес мер налоговой политики можно проследить по изменению уровня налогового бремени, динамика которого представлена на рис. 1. Можно заметить, что налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации медленно снижается, сократившись за 14 лет на 1.28 % ВВП, а ее величина сопоставима со странами-членами ОЭСР (34.91 % к ВВП в 2012 г.) [14]. Сгруппировав налоги в зависимости от факторов производства, можно выявить, как удовлетворяются интересы между государством и собственниками факторов производства в ходе налогообложения [15]. Рисунок 2 демонстрирует, что наибольшему давлению подвержен такой фактор производства, как труд. Налог на труд, который включает расходы работодателя, связанные с начислениями страховых платежей на фонд оплаты труда, и расходы физических лиц по уплате налога на доходы, с 2006 по 2013 гг. увеличился на 2.06 % ВВП и в 3.5 раза превысил налог на прибыль. Налог на ресурсы с 2010 г. начал возрастать, но еще не достиг уровня 2006 г., его доля в 2.8 раза ниже налога на труд. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz