Север и рынок. 2016, N 3.
В этот период продолжает совершенствоваться налог на доходы физических лиц. Установлением повышенного размера стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов государство финансирует инвестиции в развитие человеческого капитала. Выведение из системы налогообложения ЕСН и переход с 2010 г. на уплату страховых взносов по возросшему тарифу организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам, явилось антистимулирующей мерой системы налогообложения. Реакцией высоких тарифов стало снижение доли страховых взносов к ВВП с 5.93 % в 2009 г. до 5.35 % в 2010 г. (табл.1). Одновременно с этим обозначилась отрицательная динамика поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц. Так, если в 2006-2009 гг. отмечался рост доходов от налога на доходы физических лиц, то в 2010-2011 гг. — их падение (с 3.87 до 3.58 %), что связано со снижением налоговой базы — фонда оплаты труда работников. По предварительным данным Росстата, доля фонда заработной платы в ВВП снизилась за 2011 г. на 2 % до 24 % [7]. Лишь сокращение ставки страховых взносов до 30 % обеспечило рост поступлений страховых платежей: в 2011 г. — 6.32 %, в 2012 г. — 6.6 %, в 2013 г. — 7.09 %, а также увеличение доли налога на доходы физических лиц в ВВП в 2012 и 2013 гг. Таблица 1 Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2006-2013 гг., % ВВП [8] 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Доходы, всего 39.48 40.21 39.17 35.04 34.62 37.38 37.69 36.93 Налоговые доходы и платежи 35.99 36.49 36.04 30.88 31.12 34.50 34.97 34.11 В том числе: налог на прибыль организаций 6.21 6.53 6.09 3.26 3.83 4.07 3.79 3.13 налог на доходы физических лиц 3.46 3.81 4.04 4.29 3.87 3.58 3.64 3.78 налог на добавленную стоимость 5.61 6.80 5.17 5.28 5.40 5.81 5.7 5.35 акцизы 1.01 0.95 0.85 0.89 1.02 1.16 1.35 1.53 таможенные пошлины 8.38 7.06 8.51 6.52 6.74 8.16 8.2 7.51 налог на добычу полезных ископаемых 4.32 3.60 4.14 2.72 3.04 3.66 3.96 3.89 единый социальный налог и страховые взносы 5.35 5.96 5.52 5.93 5.35 6.32 6.6 7.09 Прочие налоги и сборы* 1.65 1.78 1.72 1.99 1.87 1.86 1.74 1.84 *Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ). В 2010 г. налогоплательщикам предоставлено право на возмещение из федерального бюджета «входного» НДС по операциям, облагаемым по ставке 0 %. Эта мера существенно ускорила оборачиваемость денежных средств у определенной части налогоплательщиков, также резко сократилось число судебных тяжб и разбирательств в вышестоящих налоговых органах. Вместе с тем, с точки зрения налогового администрирования НДС является одним из наиболее «проблемных» налогов в российской налоговой системе. Из-за действий нечистоплотных налогоплательщиков федеральный бюджет теряет сотни миллиардов рублей. Так, при существующем объеме налоговой базы поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем должны быть [9]. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz