Север и рынок. 2016, N 3.
Развитие экономических и общественных отношений сопровождается преобразованием всех жизненно важных систем хозяйствования, в том числе налоговой. Совершенствование системы налогового регулирования должно способствовать активизации инвестиционной и инновационной деятельности, обновлению производства, развитию человеческого и предпринимательского потенциалов и в конечном итоге содействовать обогащению всей нации. Современная налоговая система начала формироваться в постсоветское время и прошла несколько этапов в своем развитии. Одновременно трансформировалась система механизмов налогового стимулирования. Первый этап (1991-1998 гг.). Базой для формирования новой системы налогообложения в России становится опыт налогового регулирования в странах с социально ориентированной экономикой. Российское налоговое законодательство пополнилось широким перечнем прямых и косвенных налогов с применением высоких налоговых ставок и большим числом льгот, которые в ряде случаев не получили должного применения из-за отсутствия опыта законодательных органов в нормотворческой деятельности и финансовых бюджетных ограничений. Кроме того, льготы не способны были обеспечить стимулирующий эффект в связи с отсутствием целевого характера их установления. Второй этап (1999-2003 гг.). Налоговым кодексом (НК) закрепляются новые условия налогообложения физических и юридических лиц по ряду налогов. В частности, подоходный налог, взимаемый по прогрессивной шкале налогообложения, был заменен налогом на доходы физических лиц, в рамках которого устанавливается фиксированная ставка в размере 13 %. Вместо существовавших страховых взносов, вносимых работодателями за своих работников в ПФР, ФОМС и ФСС по ставке 38 % ФОТ, был введен единый социальный налог (взнос) с применением регрессивной шкалы при максимальной ставке в размере 35.6 %. В 2003 г. получила дальнейшее развитие система специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД) в более щадящей форме. Главой 25 НК «Налог на прибыль организаций» устанавливается новый порядок налогообложения прибыли с закреплением пониженной ставки налога. Таким образом, снижение налоговых ставок определяет новый подход к налоговому стимулированию данного периода. Другой стороной преобразований становится отмена целевых льгот, которые признают неэффективными. Так, в рамках налога на прибыль в 2001 г. исключается применение инвестиционной льготы, которая позволяла предприятиям выводить из-под налогообложения до 50 % прибыли, направляемой на капвложения. Реакцией становится сокращение собственных средств в структуре финансирования инвестиций (в 2001 г. — 49.4 %, 2002 г. — 45.0 %, 2003 г. — 45.2 %, 2004 г. — 45.4 %, 2005 г. — 44.6 %, 2006 г. — 42.1 %) [1]. Третий этап (2004-2008 гг.). Первыми шагами преобразований этого периода стали отмена налога с продаж, снижение налоговых ставок по НДС (с 20 до 18 %) и ЕСН (с 35.6 до 26 %), которые обеспечили положительные эффекты среди предприятий торговли, обрабатывающих производств, а также компаний, осуществляющих деятельность в сфере добычи полезных ископаемых и строительства. С 2006 г. отменены льготы по земельному налогу и налогу на имущество, предоставляемые научным организациям, но увеличены льготы, призванные стимулировать инновационную деятельность и инвестиции в НИОКР, в том числе включение расходов на НИОКР, не давших положительных результатов, в состав прочих расходов; сокращение срока списания расходов с 3 лет до 1 года. Однако, как отмечают исследователи, предлагаемые механизмы не были использованы в полной мере. Компенсацией инвестиционной льготы по налогу на прибыль, отмененной в 2001 г., стало введение амортизационной премии с 2006 г. по налогу на прибыль в размере 10 %, а с 2009 г. - 30 % стоимости ОПФ сразу в момент постановки на учет. Результат применения данной льготы, по оценке специалистов [2], признается недостаточно эффективным. Так, ежегодный прирост величины амортизационной премии в 2009-2012 гг. превысил 24 %, а коэффициент обновления основных фондов снизился в 2008-2010 гг. с 4.4 до 3.7 % и лишь в 2011-2012 гг. имело место его повышение до 4.6 и 4.8 % соответственно. Понижательная динамика удельного веса собственных средств в структуре финансирования инвестиций (в 2001 г. (год отмены льготы) — 49.4 %, 2005 г. — 44.6 %, 2009 г. — 37.1 %, в 2010 г. — 41 %, в 2011г. — 41.9 %, в 2012 г. — 45.8 %, в 2013 г. — 45.2 %, в 2014 г. — 45.7 % [3]) также указывает на то, что инвестиционные налоговые механизмы, которые были введены в налоговую практику, не смогли заменить инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Четвертый этап (2009-2013 гг.). Наступивший финансово-экономический кризис предопределил проведение более активной политики по поддержке бизнеса. Одной из мер стало дальнейшее снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 %. Основными выгодоприобретателями, по оценкам специалистов [4], стали: сырьевой сектор и химическое производство, 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz