Север и рынок. 2016, N 3.

экономического развития территорий и увеличение дефицитности в финансовом обеспечении экономического роста на качественно новой основе. По результатам работы секции подготовлены решения, в которых отмечены наиболее актуальные аспекты по обсуждавшимся проблемам и даны рекомендации по основным направлениям дальнейших исследований и задачам прикладного характера, которые необходимо решать органам власти различных уровней, субъектам хозяйствования, институтам гражданского общества в целях улучшения финансовой обеспеченности развития регионов Севера и Арктики. Следует продолжить исследования вопросов финансовой и корпоративной политики по следующим актуальным направлениям: - обеспечение институциональной гармонизации действующей системы распределения административных полномочий, ресурсов их финансового обеспечения и ответственности за их выполнение; - дальнейшее развитие и совершенствование межбюджетных отношений, повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами; - выявление особенностей движения финансовых потоков, формирующих инвестиционный потенциал в северных регионах; - эволюция корпораций Севера, специфика их организационных форм, взаимосвязей между организационными формами, моделями финансирования и стратегиями развития; - модели и механизмы финансирования крупных ресурсных корпораций Севера; - механизмы трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: - усилить стимулирующий характер бюджетной политики в целях расширения доходной базы бюджетов северных субъектов РФ и муниципальных образований; - повысить налоговую самодостаточность северных территорий и обеспечить создание стимулов к развитию конкуренции между регионами за привлечение инвестиций и осуществление контроля над налоговой базой посредством изменения пропорций налоговых отчислений от НДС и налога на прибыль в пользу субъектов РФ, а также за счет перераспределения полномочий по управлению элементами налогов; - увеличить долю налогов в доходах местных бюджетов на основе передачи на муниципальный уровень дополнительного норматива от НДФЛ; - усилить в налоговых отношениях инвестиционную и инновационную составляющие через оптимизацию механизма налоговых льгот, в том числе посредством установления контроля над достижением целевых установок вводимых налоговых льгот; - повысить ответственность органов власти и управления субфедерального уровня за финансирование принимаемых ими решений посредством введения законодательного ограничения объема обязательных к исполнению переданных государственных полномочий (не более 25 % от общих расходов регионального (местного) бюджета); - усилить жесткость институциональных условий для крупного сырьевого бизнеса, исключить неоправданные льготы со стороны региональных бюджетов, совершенствовать взаимоотношения крупного бизнеса и государства через институциональное оформление взаимных обязательств, либерализацию налоговой системы, замену административных методов регулирования рыночными при соблюдении равенства всех экономических агентов; - создать систему прямого государственного инфорсмента при участии всех ветвей власти, направленную на поддержание эффективной защиты прав собственности и исполнение контрактных обязательств с целью снижения неопределенности хозяйственной среды в регионах Севера; - активизировать разработку корпоративного законодательства с учетом мирового опыта: ввести дополнительные количественные и качественные критерии для более полного определения понятия «корпорации», разграничения публичных и непубличных форм корпоративного бизнеса, уменьшения их виртуальности и непрозрачности для региональных сообществ; - стимулировать создание активно работающей системы государственной поддержки инвестиционной деятельности банков; - сформировать регуляторы, стимулирующие крупные (градообразующие) предприятия на осуществление инвестиций в регионы, на территории которых они функционируют. Рекомендовать органам власти субъектов Федерации: - при разработке региональной финансовой политики учитывать потенциальные риски снижения финансового потенциала региона; 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz