Север и рынок. 2016, N 3.
- низкая степень финансирования проектов развития, включая инвестиционные, не обеспеченность муниципалитетов собственными финансовыми ресурсами в результате сложившейся модели бюджетного федерализма, не позволяющей оказывать значимое влияние на перспективы их развития. По итогам обсуждения докладов, участники сошлись во мнении о необходимости: - повышения роли государства и крупных ресурсодобывающих предприятий в развитии инвестиционной деятельности, финансировании жилищного строительства и социально-экономического развития моногородов; создании системы государственной поддержки и стимулирования инвестиционного сотрудничества; - внедрения стратегических форм и методов управления на муниципальном уровне и повышения качества разработки стратегических документов; - диверсификации экономики муниципальных образований путем внедрения инновационных форм экономической активности, в частности технологий альтернативной энергетики, что особенно важно в условиях Арктики. Большой интерес вызвал доклад о целесообразности строительства участка дублирующей федеральной трассы «Кола», соединяющего населенные пункты Мурманской области и образующего своеобразное «кольцо» для объединения туристического кластера «Русская Лапландия». Запланированная дорога проходит через населенные пункты Кировск, Октябрьский, Пунчу и Ревду. По итогам обсуждения участниками была отмечена экономическая эффективность этого проекта для развития туристического кластера «Русская Лапландия» и необходимость строительства запланированной дороги (Кировск — Октябрьский — Пунча — Ревда) для формирования туристического маршрута, развивающего моногорода Кировск и Ревда. Также строительство данного участка дороги позволит обеспечить инфраструктурное обустройство поселка Пунча городского округа Кировск, что даст возможность для малоэтажного строительства и развития сферы туристических услуг в Кировском районе Мурманской области. Предполагается, что это даст мощный мультипликативный эффект для развития кировского туристического кластера. Было рекомендовано рассмотреть возможность строительства указанного участка Министерству экономического развития Мурманской области. Секция «Тенденции государственной и корпоративной финансовой политики в Арктике в новых геоэкономических условиях» В работе секции приняли участие специалисты научно-исследовательских организаций, вузов России. Основные направления работы секции были обусловлены следующими проблемами. Изменения в бюджетном, налоговом, корпоративном законодательстве России последних десяти лет, направленные на совершенствование системы межбюджетных отношений, региональных финансов и корпоративной среды, практически не способствуют достижению положительных эффектов в бюджетной и корпоративной сферах. Система управления общественными финансами в РФ продолжает оставаться жестко управляемой из центра моделью унитарного бюджетного устройства страны. Соответственно, региональные и местные бюджеты занимают подчиненное по отношению к федеральному уровню положение, превращены в придатки консолидированного бюджета РФ, выполняют пассивную роль исполнителей в осуществлении бюджетных полномочий. Имеет место неравномерность потоков и в корпоративном секторе, обусловленная спецификой формирования российского бизнеса на базе крупномасштабных производств и слабостью институционального сопровождения реформ в сфере рыночных преобразований. Наиболее остро проблема финансовой обеспеченности стоит в регионах Севера и Арктике, где финансирование расходных обязательств осложняется дополнительными расходами, вызванными северными условиями жизнедеятельности, а направленность структурообразующих корпоративных финансовых потоков определяется внешними для северных регионов управляющими компаниями, не заинтересованными в повышении эффективности развития конкретной территории. Осуществленные и предлагаемые на перспективу центральными органами власти меры по устранению существующих диспропорций в бюджетно-налоговой сфере и институциональных «прорех» в корпоративном секторе не учитывают северную специфику, не способствуют активизации стимулов у региональных и местных органов власти к увеличению налогового и финансового потенциала своих территорий, проведению взвешенной налогово-бюджетной и корпоративной политики. Закономерным следствием сложившихся тенденций выступает замедление 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz