Север и рынок. 2016, N 3.
Секция «Социальная политика в Арктике: национальный, региональный, муниципальный, корпоративный аспекты» В работе секции приняли участие 22 представителя научных и образовательных учреждений Мурманской области, Республики Карелия, Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга, Швеции. В докладах и дискуссиях участники отметили, что, несмотря на возросший интерес к Арктике на уровне правительственных структур, модель освоения Арктической зоны РФ в целом изменилась незначительно. В социальной сфере сохраняются следующие проблемы: - снижение экономической привлекательности работы в Арктике - - сближение «арктической» средней заработной платы со среднероссийской при существенной разнице в стоимости жизни; - отток наиболее активного населения в трудоспособном возрасте при низком уровне мобильности большинства населения; - рост безработицы, в том числе молодежной, при этом рост социальной напряженности на рынках труда регионов АЗРФ, связанный с недостатком квалифицированных специалистов и сложностью трудоустройства молодежи в силу несоответствия спроса со стороны молодежи предлагаемой рынком труда структуре вакантных мест; - низкий уровень здоровья, в том числе в силу высоких рисков для работников, занятых в ресурсодобывающих отраслях; - наличие комплекса специфических проблем, касающихся особо уязвимых социальных групп (пенсионеров, коренных народов Севера); - несоответствие социальной инфраструктуры современным требованиям, усиление очаговости в размещении и «поляризации» в обеспечении ее объектами, проявляющееся в снижении доступности качественных услуг в городах, не являющихся крупными административными центрами, особенно в отдаленных и малых поселениях. Состояние социальной инфраструктуры во многих поселениях не позволяет в полной мере выполнять ее компенсаторную функцию в условиях Арктики. В результате снижается качество жизни в ряде регионов и поселений Российской Арктики, происходит снижение количественных и качественных характеристик человеческого потенциала. Образуется сегмент депрессивных территорий и поселений - анклавов социального неблагополучия. Это, прежде всего, переживающие спад монопрофильные города и сельские поселения. Одним из основных направлений социальной политики в этих условиях должно стать повышение внимания к проблемам арктических рынков труда на всех уровнях управления. Для решения указанных проблем государственным органам власти предлагается: - начать разработку и реализацию государственной программы по развитию социальной инфраструктуры Арктической зоны РФ, направленной на повышение доступности объектов и качества услуг отраслей социальной сферы; - обеспечить формирование дифференцированных механизмов государственной политики развития социальной инфраструктуры населенных пунктов различного типа, особенно удаленных, средних и малых поселений. Законодательно закрепить для регионов АЗРФ при разработке нормативных показателей кадрово-инфраструктурной обеспеченности, особенно в здравоохранении, применение их повышенных значений в связи с ростом очаговости размещения объектов здравоохранения, низкой транспортной доступностью поселений и необходимостью реализации компенсаторной функции социальной инфраструктуры в Арктике; - продолжить совершенствование механизмов регулирования процессов формирования и использования трудового потенциала АЗРФ на основе сочетания конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства посредством: 1) развития межорганизационного взаимодействия управления, образования, науки и промышленности в целях обеспечения максимальной занятости местного населения, в том числе в рамках реализации концепции непрерывного образования; 2) совершенствования правовой регламентации трудовых отношений в АЗРФ (уточнения и закрепления в едином документе системы государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих на предприятиях, в организациях и учреждениях Крайнего Севера, включая АЗРФ) для обеспечения высокого уровня благосостояния населения за счет трудовых доходов; 3) создание благоприятных условий для развития предпринимательства; - начать создание организационно-правовой основы для формирования в регионах Арктики территориальных траст-фондов за счет специальных отчислений от эксплуатации невозобновляемых природных ресурсов. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz