Север и рынок. 2016, N 3.
ресурсов, в том числе добычи углеводородного сырья и редкоземельных металлов, ожидается увеличение антропогенной нагрузки на все компоненты природной среды Арктической зоны РФ; - важнейшей движущей силой для устранения и ослабления рисков и угроз экологическому состоянию Арктики должна выступать система государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, сбалансированная с системой управления социально-экономическим развитием АЗРФ; - реализация национальной стратегии промышленного освоения и социально-экономического развития Арктической зоны Росси требует высокой социальной и экологической ответственности хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность на указанной территории. Хозяйствующие субъекты со значительным потенциалом загрязнения окружающей природной среды должны осуществлять свою деятельность в Арктике на принципе использования наилучших доступных технологий. В целях решения существующих проблем в сфере природопользования и охраны окружающей среды Севера и Арктики РФ участники секции рекомендуют: - в сфере недропользования целесообразна переоценка сырьевого потенциала редких земель на основе методики и процедуры обоснования бортовых содержаний РМЗ, разработанной в ИЭП КНЦ РАН; развитие системы налогообложения, предусматривающей льготы для недропользователей, отрабатывающих низкорентабельные месторождения; развитие нормативно-правовой базы в сфере инвестирования, направленного на гарантию соблюдения прав инвесторов и защиту их капитала; - в сфере обеспечения экологической безопасности социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации необходимо включить в число мероприятий государственной и региональной программ по охране окружающей среды комплексное исследование экологического состояния озера Имандра для предотвращения необратимых явлений в его экосистеме и угрозы здоровью населения; - в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды Арктической зоны РФ необходимо разработать концепцию понятия «особый режим природопользования» в Арктической зоне Российской Федерации в качестве ключевого раздела проекта федерального закона «Об Арктической зоне РФ»; - для повышения эффективности бюджетных расходов региональных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды усилить контроль расходов, осуществляемых в рамках государственных программ и внепрограммной деятельности, при оценке бюджетных расходов учитывать предоставляемые налоговые льготы, увязывать бюджетные расходы на стадии планирования с конкретными измеримыми результатами. Для повышения экологической эффективности управления охраной окружающей среды в субъекте Федерации : - сформулировать и дополнить основные нормативно-правовые документы Мурманской области как арктического региона (Устав, Закон о Правительстве, «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области») целями в сфере природопользования и охраны окружающей среды; - для достижения запланированного измеримого целевого результата внедрить применение сетевого подхода посредством объединения усилий различных министерств и ведомств; разработать и внедрить в стратегические документы субъекта Федерации систему измеримых результатов экологической и бюджетной эффективности в сфере природопользования. Для решения проблемы продовольственной обеспеченности населения России целесообразно: - регулировать на государственном уровне объемы экспорта и импорта продукции отечественного рыбного хозяйства с целью устранения сложившегося дисбаланса в пользу экспорта; - в мероприятия региональной программы Мурманской области включить разработку концептуальной схемы мониторинга региональной продовольственной безопасности для повышения его эффективности. 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz