Север и рынок. 2016, N 3.

• разработать комплексный сценарный прогноз грузопотоков СМП на период до 2030 г. в зависимости от изменения конъюнктуры основных мировых энергетических рынков и других базовых факторов; • создать режим благоприятствования для междугородных перевозок, в том числе с использованием механизма портовых особых экономических зон; формированием транзитного морского коридора «Европа — Азия»; • разработать Стратегию и федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы в акватории Северного морского пути», которая должна включать следующие направления: - модернизацию метеорологического и гидрографического обеспечения (контроля) на всей трассе СМП; - восстановление инфраструктуры арктических коммуникаций, в первую очередь портов действующих (Хатанга, Диксон, Тикси, Певек и др.) и вновь создаваемых (Индига, Сабетта, Харасовей и др.), в соответствии с перспективным ростом грузопотоков, в том числе транзитных; - поддержание ледокольного флота (включая новое строительство) на уровне, необходимом для обеспечения перспективных перевозок в условиях меняющейся ледовой обстановки; - создание привлекательных для перевозчиков условий на трассе Северного морского пути (тарифное регулирование, страхование, система мер безопасности и т. п.); - совершенствование нормативного правового обеспечения «экономики» морской коммуникации, включая принятие системного полномасштабного закона «Об обеспечении национальных приоритетов в акватории Северного морского пути». В области модернизации освоения и транспортировки энергетических ресурсов Арктики: • оптимизировать и диверсифицировать развитие топливно-энергетического комплекса, разработать стратегические планы внедрения инновационных технологий по освоению природных ресурсов; • повысить качество научно-экономического обоснования пространственной и отраслевой организации освоения природных ресурсов Арктической зоны РФ; • при реализации крупномасштабных энергетических проектов, в том числе на шельфе, всесторонне учитывать интересы всех сторон, а именно государства, компаний-инвесторов, регионов, инфраструктурных предприятий, общественных организаций, коренного населения; • модернизировать институциональную среду в целях создания благоприятного инвестиционного климата и экономико-правового поля для реализации дорогостоящих проектов освоения углеводородных ресурсов шельфа; • активизировать международное сотрудничество при освоении ресурсов Арктики, в том числе в вопросах технико-технологической динамики, логистики и формирования инфраструктуры; • создать эффективный механизм распределения рисков между государством и инвесторами, способный обеспечить гарантии российским и зарубежным участникам арктических проектов; • улучшить координацию деятельности министерств и ведомств, субъектов Федерации и муниципальных образований по реализации государственных и региональных программ, крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне РФ. Секция «Рациональное природопользование, охрана окружающей среды и особо охраняемые территории в Арктике: управление, экономика, технологии, изменение климата» На заседании секции присутствовало 19 участников, представляющих исследовательские организации из Сибирского и Уральского отделений РАН, Кольского научного центра РАН, НИИ и университетов России, а также исследовательскую организацию Nordic Centre for Spatial Development («Nordregio», Швеция). Представленные доклады были сосредоточены на актуальных проблемах арктических территорий в сфере недропользования, управления природопользованием и охраной окружающей среды, на вопросах обеспечения экологической безопасности социально-экономического развития Арктической зоны РФ, а также поиске возможных путей решения проблем в указанных сферах. Обобщение происходящих процессов в сфере природопользования и охраны окружающей среды позволило сформулировать следующие основные выводы: - в связи с возможными глобальными изменениями климата и возрастающей экономической активностью, включая строительство новых транспортных коридоров, освоение минерально-сырьевых 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz