Север и рынок. 2016, N 3.

Секция «Глобализация и экономические процессы в Арктике» В работе секции приняли участие более 30 представителей научных и образовательных учреждений, предприятий Мурманской области, Санкт-Петербурга, Москвы, Ямало-Ненецкого автономного округа, Арктического университета Норвегии (Тромс, Норвегия). Представленные доклады касались проблем трансграничного сотрудничества, использования арктических энергетических ресурсов, экономической безопасности, развития транспортной инфраструктуры Севера и Арктики и др. В докладах и обсуждении на секции отмечено, что геоэкономическое положение в арктическом макрорегионе складывается под воздействием сложных и противоречивых факторов. На современном этапе вектор противостояния перемещается в направлении акваторий, охватывая как сами природные ресурсы, так и основные коммуникации их перемещения. Значительный конфликтный потенциал также заложен в попытках неарктических стран получить доступ к ресурсам Севера. Например, Финляндия, Япония, Республика Корея также считают богатства российского сектора Арктики «достоянием мирового сообщества». Сценарии развития показывают, что интенсивность арктических коммуникаций будет расти, это принесет не только экономические выгоды, но и существенные проблемы, в том числе экологические. Для успешного планирования и осуществления мероприятий по развитию арктических коммуникаций необходимо осуществлять учет эколого-экономических последствий изменения климата на всех уровнях планирования. В целом можно констатировать, что при анализе стратегических вызовов и экономического сотрудничества, а также выработке перспективной политики по защите национальных интересов в Российской Арктике следует исходить из двух основополагающих принципов: 1) глобальности, т. е. Российская Арктика является составной частью мировой Арктики, и все процессы в ней необходимо исследовать и решать с учетом международных тенденций и нормативных актов, расстановки действующих здесь сил; 2) суверенности, т. е. Российская Арктика является важнейшей частью национальной социально-экономической системы, и все меры регулирования должны быть направлены на защиту национальных интересов и суверенитета Российской Федерации, особенно учитывая рост напряженности в последние годы. Для реализации долговременных целей защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе в сфере геоэкономики и развития морских коммуникаций, решения комплекса стоящих здесь политических, оборонных и т. п. задач участники секции рекомендовали. В области обеспечения национальных интересов в Арктике и геополитики: • разграничить с другими государствами зоны функциональной юрисдикции в Северном Ледовитом океане и оформить права России на районы хребтов Ломоносова и Менделеева, что позволит установить внешнюю границу континентального шельфа за пределами 200-мильной экономической зоны и таким образом «прирастить» хозяйственную территорию на 1.2—1.5 млн кв. км с прогнозируемыми запасами 15-20 млрд т условного топлива; • при региональном прогнозировании учитывать возможности различных вариантов программ, которые будут отличаться друг от друга не составом мероприятий (это задача более ранней стадии прогнозирования), степенью вероятности реализации одних и тех же мероприятий, которая определяется как внешними, так и внутренними факторами функционирования экономической системы; • формировать транспортную политику России в Арктике на основе, во-первых, учета всех особенностей «геополитической игры» с другими членами и наблюдателями Арктического совета. Во-вторых, исходя из сложившейся новой геополитической ситуации на евразийском континенте, большая часть северной морской границы которого приходится на Россию как члена нового актора «геополитической игры» — Евразийского экономического союза. В сфере развития транспортной инфраструктуры и освоения Северного морского пути: • учитывать, что наиболее быстрорастущим в глобальной экономике является Азиатско-Тихоокеанский рынок углеводородных ресурсов, включая сжиженный природный газ; • провести оценку возможных изменений климата и формирование системы перспективных картографических материалов для различных вариантов ледовой обстановки в Арктике в долгосрочной перспективе; 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz