Север и рынок. 2016, N 3.

российского АПК оперативно возместить запрещенный импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: мясопродуктов, овощей, фруктов и др. В-четвертых, может сложиться такая ситуация, что освободившиеся на рынке сельхозпродукции ниши будут заниматься не столько отечественной продукцией, сколько импортом из тех стран, которые не вводили антироссийские санкции и против которых не применяются контрсанкции. Например, расширить поставки животноводческой продукции могут Бразилия, Аргентина, страны Латинской Америки. Намерены продолжать увеличение экспорта в Россию своей сельхозпродукции и продовольствия Израиль, Чили, Сербия и некоторые другие страны. Существенно увеличились поставки сельскохозяйственной продукции из Азербайджана и Узбекистана. Отмечен рост в натуральном выражении экспортируемых белорусских сельхозпродуктов: овощей, фруктов, молочной продукции. В то же время в денежном исчислении ввоз сельскохозяйственной продукции из Беларусии в Россию в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 21 %, достигнув значения в 3.7 млрд долл. [6]. Сложившаяся отрицательная динамика в значительной степени объясняется нестабильностью курса российской валюты. Наконец, и западные санкции, и российские контрсанкции имеют политический генезис. Из этого следует, что в случае изменения политической ситуации они одномоментно могут быть приостановлены или вовсе отменены. Или, напротив, усилены. Вследствие неразрешенности Украинского кризиса прогнозировать дальнейшее развитие отношений между Россией и Западом на сколько-нибудь длительный период достаточно сложно. Остается неясным, какие еще санкции примет Запад в случае усиления конфронтации: в их числе могут быть и такие, которые напрямую навредят российскому АПК. Поэтому, наряду с появившимся у агропромышленного комплекса страны и ее отдельных регионов шансом на устойчивое развитие при усиленной государственной поддержке, возникли и дополнительные риски, а неопределенность увеличилась. Заключение. Подытожим. В настоящее время против России действует ряд санкционных мер в связи с Украинским кризисом. В свою очередь российское правительство предприняло ряд мер по введению контрсанкций, затрагивающих в первую очередь поставку из-за рубежа сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания. Введенные контрсанкции могут стать эффективной мерой поддержки российских сельхозпроизводителей. Если не рассматривать запрет на импорт продовольствия в политическом контексте, то в целом он отвечает российской государственной политике по развитию собственного агропромышленного производства и обеспечению продовольственной безопасности. Создаются все условия для повышения конкурентоспособности российских предприятий АПК. Это может привести к ускорению импортозамещения и досрочному достижению показателей Госпрограммы развития сельского хозяйства в части продовольственной безопасности. Для северных территорий запрет на ввоз продовольствия в связи с контрсанкциями стал наиболее масштабным по своему охвату ограничением на импорт сельхозпродукции с момента реализации российской политики по импортозамещению. Это первый такого рода запрет, введенный в целях обеспечения безопасности России и ее регионов. Практика хозяйствования в условиях контрсанкций показывает, что в сочетании с планомерной государственной поддержкой они могут стать наиболее эффективной мерой помощи российским сельхозпроизводителям. Литература 1. Современные векторы социально-экономического развития Арктического региона - - Мурманской области - - через призму истории / С. В. Баранов, Т. П. Скуфьина, Н. А. Серова, Т. А. Шаталова // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-3. С. 750-754. 2. Серова Н. А., Скуфьина Т. П. Перспективы развития Мурманской области в условиях антироссийских санкций // Вестник Кольского научного центра РАН. 2015. № 3 (22). С. 115-119. 3. Скуфьина Т. П. Расчет трансакционных издержек потребительского рынка (по результатам обследования потребительского рынка Мурманской области) // Проблемы прогнозирования. 2003.№ 4. С. 138-143. 4. Скуфьина Т. П. Российская Арктика: фундаментальные проблемы социально-экономического развития и позиции исследований // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-3. С. 790-793. 5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц. интернет-портал. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/14857.19.htm (дата обращения: 29.05.2016). 6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц. интернет-портал [Электронный ресурс]. URL : http://www.mcx.ru/news/news/show/37858.355.htm ( дата обращения: 29.05.2016). 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz