Север и рынок. 2016, N 3.

обеспечения безопасности Российской Федерации» правительство Российской Федерации в августе 2014 г. приняло постановление № 778 о запрете на один год ввоза в страну целого ряда видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются страны, которые ввели антироссийские санкции. Под этот запрет попали следующие виды продуктов: 1) замороженное, свежее и охлажденное мясо крупного рогатого скота, а также свиней и домашней птицы; 2) различное соленое, сушеное или копченое мясо и пищевые субпродукты, а также колбасы; 3) рыба, моллюски, ракообразные и прочие беспозвоночные морепродукты; 4) молоко и молочная продукция; 5) овощи, корнеплоды и клубнеплоды; 6) фрукты и орехи; 7) готовые продукты, включая сыры и творог, другие молокопродукты, на основе растительных жиров [11]. В дальнейшем контрсанкции были пролонгированы на 2015 и 2016 гг. Судя по всему, продовольственное эмбарго будет продлено как минимум до конца 2017 г. На протяжении трех лет существования контрсанкций список корректировался. Одним из основных критериев составления перечня продуктов, попавших под действие контрсанкций, стало наличие ресурсов для импортозамещения. Те товарные позиции, производство которых в настоящее время затруднено или в принципе не может быть налажено в российских условиях, были исключены из списка ограничений. В частности, исключение было сделано для безлактозных молокопродуктов, некоторого семенного и посадочного материала, биологически активных добавок, а также некоторых других видов продукции, внутреннее производство которых пока недостаточно налажено. Заслуживает внимание тот факт, что, выбирая контрсанкции, правительство Российской Федерации решило поддержать именно агропромышленный комплекс и сельхозпроизводителей. Это означает, что эти отрасли отечественной экономики действительно стали одним из главных приоритетов для руководства страны. Это позволяет надеяться на серьезную и системную государственную поддержку сельхозпроизводителей. Для поддержки сельскохозяйственных предприятий правительством Российской Федерации была разработана целевая программа «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» — Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 [12]. Возрастание роли предприятий АПК в связи с контрсанкциями, предпринятыми Россией против стран-производителей сельскохозяйственного производства, привели к необходимости уточнения и корректировки этой целевой программы. 15 апреля 2014 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 315 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [13]. Согласно этому документу, меры по поддержке российских сельхозпроизводителей будут усилены. В частности, согласно официальным сообщениям, весной 2015 г. федеральный бюджет России выделил почти 570 млрд руб. аграрному сектору на внедрение передовых технологий и реализацию мер по импортозамещению. По прогнозам, это позволит к 2020 г. сократить поставки импортного мяса почти на 68 %, молока— на 30 % (до 33.5 млн т), овощей — на 70 % (до 16.5 млн т) [6]. Немаловажное значение имеет социальный аспект развития сельскохозяйственных территорий. Нарастание процессов урбанизации приводит к сокращению числа сельских жителей [14, 15]. Сократить дифференциацию между городским и сельским уровнями жизни призвана целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 [16]. Проблемы развития сельхозпроизводителей в условиях действия контрсанкций. Вместе с тем можно отметить ряд существенных проблем развития сельхозпроизводителей в условиях действия санкций и контрсанкций. Во-первых, санкции в финансовой сфере могут осложнить доступ российских предприятий (в том числе и сельскохозяйственных) к зарубежным инвестициям и кредитам. Во-вторых, импортозамещение - - это не столько количественный, сколько качественный рост производства. А это дело не одного дня. В то же время запрет на ввоз продуктов питания, в том числе сельхозпродукции, уже введен. В этих условиях важнейшей становится задача не допущения роста цен для населения страны, особенно ее северных регионов. В-третьих, несмотря на существенную государственную поддержку, открытым остается вопрос о возможностях 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz