Север и рынок. 2016, N 3.

нерентабельной части населения при помощи шоковых реформ, поощрения наркомании, алкоголизма, опускания на социальное дно, уничтожения в военных операциях. На эту цель работают «реформы» оптимизации образования, здравоохранения, науки и культуры, приводящие к сокращению сети бюджетных организаций, увольнениям специалистов и делающие недоступными их услуги в сельской местности и небольших городах. Так, итоги проверки Счетной палатой РФ очередной серии мероприятий по оптимизации государственных и муниципальных организаций в регионах за 2013-2014 гг. подтвердили их нацеленность на чисто экономические эффекты: «Несмотря на то, что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся ухудшением качества образования, ростом на 3.7 % числа умерших в стационарах, увеличением на 2.6 % внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения» [9]. В регионах ЕСР оптимизация сети привела к ее сжатию до 46.0-77.6 % от уровня 2000 г. по числу больничных организаций (табл.2) и до 48.9-76.4 % — по числу фельдшерско-акушерских пунктов (табл.3). Таблица 2 Число больничных организаций в регионах ЕСР в 2000-2013 гг. (на конец года; единиц) [10] Р егион 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности 1408 1219 786 733 712 703 700 688 622 2013 в % к 2000 44.2 Республика Карелия 76 65 38 37 36 35 35 36 35 2013 в % к 2000 46.0 Республика К о м и 115 98 70 65 63 60 71 71 67 2013 в % к 2000 58.3 Архангельская область 140 98 92 88 83 80 71 70 71 2013 в % к 2000 50.7 М урм ан ска я область 49 45 43 40 48 43 42 40 38 2013 в % к 2000 77.6 Таблица 3 Число фельдшерско-акушерских пунктов в регионах ЕСР 2000-2013 гг. (на конец года; единиц) [10] Регион 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности 2918 2705 2563 2499 2490 2246 2145 2113 2062 2013 в % к 2000 70.7 Республика Карелия 230 207 198 156 148 144 143 139 127 2013 в % к 2000 55.2 Республика Ком и 407 381 373 354 346 333 324 314 311 2013 в % к 2000 76.4 Архангельская область 626 594 554 519 505 496 484 472 473 2013 в % к 2000 75.6 Мурманская область 45 35 29 30 29 25 23 25 22 2013 в % к 2000 48.9 Действия обоих субъектов - - корпорации-государства и корпораций - - на механизм включения / выключения регионов из глобальных обменов концентрируются в итоговых показателях инвестиционных рейтингов регионов. Рассмотрим динамику процесса выключения северных территорий по данным Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Инвестиционные рейтинги регионов ЕСР показывают (табл.4), что за 18 лет повысилась инвестиционная привлекательность только Республики Коми. По ней был снижен показатель риска — с высокого до умеренного. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz