Север и рынок. 2016, N 3.

Субъектность в рассматриваемом контексте будем понимать как способность к проектированию и реализации будущего, базирующуюся на достаточности ресурсов, институтов и инструментов, самостоятельности решений и активном действии. Системное ограничение субъектности государства означает не переход в спящий режим по принципу «дремать, но знать всё обо всём». Мы наблюдаем сознательный отказ государства знать всё обо всём, что значимо для его выживания. Так, государственная статистика затрудняется отражать вышеописанные реалии по причине отсутствия заказа от государства на открытие корпоративной информации. В итоге методологии сбора и обработки данных не следуют за происходящими системными и структурными изменениями и статистика не фиксирует значительный массив данных, описывающих деятельность и состояние корпораций в качестве новых субъектов, или это делается с существенными изъятиями. Изъятия ключевой информации делают полноценные прогнозы невозможными, формируя информационное ограничение субъектности государства. Государство отказывается от инструментов управления, необходимых для создания проектов будущего. Ю. Перелыгин зафиксировал это еще в 2003 г.: «Федеральное правительство утратило инициативу в генерировании проектных и программных идей. Государство освоило один инструмент управления — бюджет, все остальные инструменты игнорируются» [3]. Это сознательное инструментальное ограничение субъектности государства. Оставим анализ иных ограничений, поскольку указание на системное, информационное и инструментальное ограничения субъектности государства достаточно для понимания серьезности потерь национального государства. Феномен региона-экономики. Глобальному рынку капиталов адекватны в большей степени не государства или отдельные корпорации, а с одной стороны крупные, экономически оптимизирующиеся субъекты, представленные наднациональными структурами и имеющие преимущество эффекта масштаба (Евросоюз, НАФТА), с другой стороны - - регионы-экономики, выстроенные поверх официального административного деления и имеющие благодаря меньшим размерам и заточенности на экономическую оптимальность преимущество динамики [4]. Регион-экономика является чисто экономическим феноменом и определяется как единица спроса и потребления с численностью населения 5-20 млн человек. В итоге такой размер гарантирует выполнение регионом-экономикой роли деловой единицы глобальной экономики наилучшим образом. Понятие региона-экономики ввел К. Омаэ [5], который адаптировал его по смыслу и способу написания к понятию мира-экономики И. Валлерстайна. Регион-экономика выступает как форма территориальной привязки группы корпораций. На его территории, связанной всей необходимой инфраструктурой, оперируют корпорации, совокупная деятельность которых формирует глобальные центры управления, перемещающие потоки информации, финансов, товаров, технологий, людей. Сегодня позиция субъекта (государства в целом или его части в виде региона-экономики) в глобальной иерархии определяется не размерами территории, объемом производимого продукта и располагаемых ресурсов, а способностью создавать глобальные центры управления [6] и пользоваться их преимуществами в распределении мировой добавленной стоимости. Регион-экономика развёрнута в сторону аналогичных глобальных регионов-экономик, т. е. на первый план в организации потоков капитала, информации, ресурсов и людей вышли глобальный и новый региональный уровни, в то время как государственная ответственность за связанность территории и равномерность развития регионов отошли на последний план. Если первым актом девальвации национального государства при подъеме корпораций стало превращение его в политическую оболочку корпоративного кластера, то вторым актом стала концентрация корпоративного капитала в глобальных центрах управления с формированием вокруг них управляемых корпорациями регионов-экономик. Транзитная субъектность корпорации. По данным Рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА"), Россия в системе международного разделения труда представлена единственным полностью оформленным глобальным центром управления (табл.1) — г. Москва (8.2 % суммарного объема реализации рейтинга — 157 корпораций1вместе с Московской областью). В ней сосредоточены центры управления крупнейшими сырьевыми корпорациями-экспортерами, производственные мощности которых находятся в удаленных регионах. 1R A E X использует понятие «компания», здесь будем считать его равнозначным понятию «корпорация». 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz