Север и рынок. 2016, N 3.

и закрепления эффективных практик самостоятельного решения своих важнейших планов и задач [11]. При такой постановке вопроса можно будет ожидать мультипликативного эффекта, когда личный эффект приводит к приумноженному общественному эффекту. По-нашему мнению, для решения данных вопросов просматриваются три стратегических направления по формированию социального обслуживания молодых семей. 1. Комплексный системный подход не только поддержки, но и стимулирования экономического и репродуктивного потенциала молодых семей для реализации их активных жизненных стратегий. 2. Создание инфраструктуры социального обслуживания молодых семей, включающей образовательную, просветительскую и информационную компоненты. 3. Разработка и развитие социальных технологий поддержки молодой семьи, реализующих механизмы межсекторного взаимодействия. Одним из таких механизмов является социальное партнерство. При этом социальная технология должна включать формирование переговорных площадок на региональном, муниципальном и местном уровнях. В связи с достаточно драматичной ситуацией, которую демонстрируют полученные результаты, хотелось бы подчеркнуть, что речь идет именно о молодых семьях, которые в непростое время социальных перемен в российском обществе несут ответственность за себя, за своих детей. Суженный спектр возможностей, которые предоставляет общество сегодня для молодежи, соответственно, снижает этот важнейший его ресурс, обедняя тем самым не только человеческий и социальный капитал России и ее регионов, но и социальный капитал будущих поколений. Это доводы должны учитываться при формировании стратегии в области молодежной политики и политики реального содействия семье, особенно семье с детьми [9, 10]. Вопросы демографического развития в Республике Карелия также исследовались в рамках двух проектов РНГФ: исследовательский проект «Влияние социально-трудовой мобильности населения на воспроизводство трудового потенциала в ресурсоориентированном приграничном регионе Республика Карелия» и экспедиционный проект «Организация и проведение экономико-социологического обследования воспроизводства трудового потенциала в Республике Карелия» (руководитель - - Е. А. Михель). Обследования домохозяйств г. Петрозаводска и трех приграничных районов Карелии, проведенные с 2003 по 2012 гг., позволили получить эмпирические данные по матримониальному и репродуктивному поведению населения Карелии1. Анализируя основные тенденции, мы можем констатировать, что, во-первых, за прошедшие 10 лет доля женщин без детей снизилась на 10 %. Во-вторых, после всплеска рождаемости первенцев в 2007 г. произошло замедление темпов роста доли женщин с одним ребенком, зафиксированное в 2013 г. В-третьих, доля женщин с 2 детьми, имеющих наибольшее значение для решения демографических проблем на современном этапе, показала изменчивую динамику за 10 лет как в Петрозаводске, так и в районах: произошел переломный момент - - снижение этой доли прекратилось. В-четвертых, на протяжении всего исследуемого этапа происходит снижение доли семей с 3 детьми [12]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в рамках общей положительной тенденции увеличения рождаемости существуют важные детали. Сокращение доли женщин без детей произошло за счет рождения первенцев, соответственно, зафиксирован рост доли женщин с одним (первым) ребенком (в приграничных периферийных районах таких женщин больше, чем вПетрозаводске). Начавшийся рост количества женщин с двумя детьми в 2011 г. вызван действием благоприятной возрастной структурой женщин, подкрепленной введением в действие закона о «семейном» капитале, призванном стимулировать рождение второго и последующих детей. Можно предположить, что в течение ближайших 2-3 лет доля женщин с 2 детьми еще вырастет, поскольку рождение второго и последующих детей требует определённого временного лага. Затем начнется общее снижение показателей рождаемости в силу объективного процесса замещения более многочисленного поколения женщин репродуктивного возраста менее многочисленным. Как отразится общее снижение рождений на среднем количестве детей в семье, сказать сложно. Следовательно, государство должно продолжить работу по поддержке женщин (семей), рожающих второго и третьего ребенка, предлагая все большее количество новых институтов, стимулирующих репродуктивное поведение населения. 1Исследовательский проект Р ГН Ф «Влияние социально-трудовой мобильности населения на воспроизводство трудового потенциала в ресурсоориентированном приграничном регионе Республика Карелия» (№ 11-32-00342а2, 2011-2013 гг., руководитель — Е. А. Михель). 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz