Север и рынок. 2016, N 3.

Из приведенной таблицы видно, что только один муниципалитет полностью внедрил все элементы Стандарта 2.0 — это Мурманск, который является административным центром субъекта РФ и имеет наибольшие финансовые и кадровые возможности по сравнению с другими муниципальными образованиями. Два элемента Стандарта 2.0 — «Наличие инвестиционного паспорта» и «Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства» - - полностью внедрены во всех муниципалитетах Мурманской области. При этом разработка инвестиционных паспортов муниципалитетами была осуществлена ранее. Наибольшие трудности муниципальные образования испытывают при внедрении элементов «Наличие единого регламента сопровождения инвестиционных проектов» (внедрено всего в 9 % муниципалитетов) и «Оказание муниципальных и государственных услуг предпринимателям в режиме «одного окна» на площадке многофункционального центра (МФЦ)» (в 18 % муниципалитетов). Внедрение элемента «Наличие инвестиционной стратегии» в основном осуществлено или частично выполнено в муниципалитетах Мурманской области, имеющих статус городских округов. В настоящий момент в муниципалитетах Мурманской области при относительно хорошем ресурсном потенциале, а также проводимой работе органов власти по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, активность инвесторов остается достаточно низкой [12, c. 697-701]. Причиной этого, по-видимому, является низкая инвестиционная привлекательность региона в целом, что, несмотря на выгодные географическое положение муниципальных образований, транспортную обеспеченность, высокий потенциал для развития туристической сферы, активность органов власти, не создает достаточных предпосылок для привлечения инвесторов. Эту же причину отмечают в муниципальной целевой программе г. Апатиты «Развитие экономического потенциала», включающей подпрограмму по «Формированию благоприятной инвестиционной среды», которая действует на территории Апатитов в 2014-2016 гг.: «на территории города не реализуются крупные инвестиционные проекты, способные дать толчок экономическому развитию территории, и не наблюдается активность со стороны внешних инвесторов». Как отмечается в документе, основной характерной для Апатитов и других муниципальных образований Мурманской области проблемой, ограничивающей экономическую деятельность, является низкая привлекательность для осуществления инвестиционной деятельности региона в целом. «Регион имеет крайне невыгодные конкурентные условия для развития бизнеса, привлечения инвестиционных потоков по сравнению с другими регионами России, обусловленные сложными природно-климатическими условиями, транспортной удаленностью, повышенной стоимостью рабочей силы (полярные надбавки и коэффициенты к зарплатам)». Помимо этого в документе отмечаются такие проблемы, характеризующие низкий уровень привлечения инвестиций на территорию муниципального образования, как: - отсутствие необходимой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционных площадок, промышленных и технологических парков); - проблемы, связанные с предоставлением в пользование пустующих зданий, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии; - отсутствие специализированного органа по привлечению инвестиций; - недостаток профессионализма в вопросах формирования инвестиционной политики на муниципальном уровне. Особо обозначается проблема предоставления государственных и муниципальных услуг, в первую очередь необходимых для осуществления строительства, в сфере земельно-имущественных отношений. Данные проблемы являются общими как для муниципалитетов, так и для региона в целом. В 2013 г. Министерством строительства и территориального развития Мурманской области разработан План мероприятий («дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в строительстве в Мурманской области», целью реализации которого должно стать упрощение и усовершенствование административных процедур на всех этапах строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию. Реализация «дорожной карты» проводится совместно с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В настоящее время региональными органами власти ведется работа в направлении улучшения инвестиционного климата Мурманской области и создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности. В рамках исполнения поручения Президента РФ руководству регионов в декабре 2013 г. о предоставлении «налоговых каникул» вновь создаваемым предприятиям и введении национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ, Губернатор Мурманской области выступила с посланием о приоритетности создания благоприятного инвестиционного климата на территории Мурманской области. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz