Север и рынок. 2016, N 3.

После вполне ожидаемого посткризисного роста в 2010-2011 гг. характерными представляются результаты 2012 г. — снижение на 9 % индекса промышленного производства и почти на 40 % — объема валового сбора зерна. В результате снижение на 6.1 % темпов роста ВРП Ставропольского края. Снижение объема валового сбора зерна в 2012 г. — следствие воздействия природно-климатических факторов, а падение индекса промышленного производства — результат аварии на крупнейшем производстве Края ООО «Ставролен» [4-6]. Причем ситуация повторилась в 2014 г. Результаты 2013 г. выявили закономерность: производственная деятельность промышленного комплекса и производство зерновых культур являются решающим фактором, определяющим общие экономические показатели и искусственность «кризисных» явлений в экономике Ставропольского края. Показательны результаты сравнения структуры ВРП в соотнесении с налоговой отдачей за 2013-2014 гг. по некоторым видам экономической деятельности в составе ВРП Ставропольского края (рис.1, 2). По итогам двух лет в бюджетной системе региона менее 5 % составляла налоговая отдача сельского хозяйства, а налоговая отдача обрабатывающих производств сравнима с отдачей бюджетного сектора. Операции с недвижимым имуществом дают большие бюджетные поступления, чем транспорт и связь, строительство. 25 20 15 10 ^ сТяа ^ Доля в ВРП я Доля в налоговых поступлениях 5 0 Рис. 1. Соотношение структуры ВРП и налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ставропольского края по видам экономической деятельности в 2013 г., %. Составлено по [4-6] Введение против Российской Федерации западных внешнеэкономических санкций пока не отразилось на результатах деятельности реального сектора экономики Ставропольского края. И это является в определенной степени стартовым конкурентным преимуществом Края для проведения комплекса работ по созданию высокоэффективного диверсифицированного регионального производственного комплекса. Сегодня региональные власти должны не только четко представлять роль региона в структуре экономики страны, но и, используя региональные конкурентные преимущества, активизировать процессы создания новых инновационных производств межрегионального и федерального значения. Иными словами, им следует определиться, чем регион интересен стране и что следует развивать на конкретной территории [6, 7]. Управленческий потенциал органов региональной власти должен все более смещаться в сферу развития производственного сектора, функции мониторинга и менеджмента региональной экономики становятся базовыми элементами создания диверсифицированной, эффективной и конкурентной экономики, ориентированной на создание производственных комплексов, выпускающих готовые конечные продукты, которые будут гарантированно потребляться не только в России, но и будут востребованы на мировом рынке. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz