Север и рынок. 2016, N 3.

Проводимая федеральным центром политика исполнения в полном объеме социальных обязательств (региональных «социально ориентированных бюджетов») нивелирует показатели дотационных регионов ЮМР по обеспеченности их населения бюджетными ресурсами (табл.3). Таблица 3 Доходы консолидированного бюджета на душу населения в субъектах Южного макрорегиона России, тыс. руб. Год Субъект Российской Федерации Астраханская область Волгоградская область Краснодарский край Ростовская область Ставропольский край 2005 11.7 11.3 11.8 11.0 10.6 2006 15.5 15.2 15.6 13.9 13.0 2007 27.3 21.2 20.5 19.0 17.2 2008 34.2 26.6 27.0 24.6 22.7 2009 28.3 26.4 29.3 26.2 23.6 2010 27.1 29.0 32.3 28.8 26.7 2011 32.8 30.3 41.2 31.5 29.8 2012 35.3 32.6 46.1 35.6 30.4 2013 39.1 31.8 40.6 36.6 32.9 Примечание. Источник тот же. Доля безвозмездных поступлений из бюджета Российской Федерации в консолидированные бюджеты субъектов ЮФО за девять лет снизилась незначительно, составив в Ставропольском крае треть регионального бюджета. Однако направляемая в регионы финансовая поддержка не может обеспечить растущие потребности реального сектора экономики для проведения необходимой промышленной модернизации, структурных изменений в территориальных хозяйственных комплексах, реализации активной политики привлечения инвестиций и использования инноваций, создания современных конкурентоспособных производств. За последние десять лет отраслевая структура валовой добавленной стоимости Ставропольского края практически не изменилась. Неустойчива ситуация в сельскохозяйственном производстве, снизилась доля обрабатывающих отраслей, значимые позиции занимает оптовая и розничная торговля, что в данном случае является вполне определенным индикатором объемного теневого сектора экономики, постоянно растет суммарная доля бюджетного сектора (государственного управления, образования и здравоохранения), которая по итогам 2014 г. составила 23.2 %. Продолжала снижаться степень диверсификации краевой обрабатывающей промышленности, которая фактически стала двухотраслевой, а рост доли химической промышленности есть прямое следствие упадка отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. В эти же годы в структуре обрабатывающих производств продолжалось снижение доли машиностроения. Анализ данных табл.4 показывает, что резкое снижение индекса промышленного производства в кризисном 2008 г. компенсировалось рекордным урожаем зерновых. А сокращение объема валового сбора зерна в 2009 г. привело к снижению темпа роста ВРП Края на 10 % на фоне роста индекса промышленного производства [4-6]. Таблица 4 Некоторые результаты хозяйственной деятельности в Ставропольском крае Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Темпы роста ВРП, % 108.3 108.2 104.7 107.7 97.7 104.5 106.7 100.6 102.8 102.3 Индекс промышленного производства 108.7 109.0 106.8 101.0 101.4 105.3 111.9 102.9 103.7 102.4 Валовый сбор зерна (в первоначальном весе), тыс. т 6872.2 6426.4 7157.2 8608.2 7091.9 7033.0 8369.1 4957.5 7117.9 8741.2 Примечание. Составлено по [4-6]. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz