Север и рынок. 2016, N 3.
• регионы Севера по-прежнему рассматриваются государством как природно-ресурсная база страны, что предопределяет развитие добывающей промышленности как ведущего вида экономической деятельности. Данное направление не вполне соответствует стратегическому ориентиру государства, заключающемуся в переходе от сырьевой модели экономики к экономике инноваций; • переориентация интересов и внимания государства в сторону Арктической зоны. Свидетельством данных изменений является также комплекс принятых нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления стратегическим развитием Российской Арктики. Приоритетными направлениями являются развитие добывающих производств и секторов с высокой долей добавленной стоимости и опорной арктической инфраструктуры. Основой реализации данных приоритетных направлений должны стать северные регионы страны с их накопленным промышленным и трудовым потенциалом. На Севере проживает адаптированное к суровым природно-климатическим условиям население, привлечение которого к хозяйственному освоению Арктики позволит заметно снизить затраты на оздоровительные и медицинские услуги. Наличие северных технологий в градостроительстве, сельском и лесном хозяйстве, машиностроении позволит наиболее эффективно обеспечить развитие данных отраслей. Таким образом, необходимо признать, что особого регулирования со стороны государства требует не только арктические, но и северные регионы [4]. Необходимость решения задач модернизации экономики и социальной сферы АЗРФ на инновационной основе резко актуализирует проблему реализации потенциала перспективных форм пространственной организации экономики, государственных нефинансовых институтов развития (особых экономических зон, региональных кластеров, зон опережающего развития, центров трансфера технологий, технопарков, центров содействия энергоэффективности, бизнес-инкубаторов, промышленных парков и т. д.), а также создания инновационной инфраструктуры в целом. К основным перспективным направлениям научно-технического прогресса в АЗРФ относятся направления, во многом связанные с развитием морехозяйственного комплекса на инновационной основе. Как показывает мировая практика, все без исключения арктические державы и циркумполярные страны на самом высшем государственном уровне уделяют повышенное внимание устойчивому социально-экономическому развитию своих арктических территорий, повышению конкурентоспособности производимых здесь товаров и услуг, обеспечению национальной безопасности в Арктике. Россия в этом случае не исключение, и все заинтересованные субъекты государственной арктической политики Российской Федерации - - федеральные и региональные органы государственной власти, институты гражданского общества, деловые круги, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - - могут и должны приложить все усилия, чтобы Арктическая зона Российской Федерации заняла свое достойное место среди арктических держав мира в циркумполярном поясе [13]. Систематизируя вышесказанное, необходимо отметить, что значимость развития Арктической зоны требуют использования механизмов программно-целевого управления, организации и выполнения надведомственных действий. Это позволит согласовывать интересы множества участников освоения Севера и Арктики, сочетать инфраструктурное обустройство с обеспечением национальной безопасности в рамках международного сотрудничества и устойчивого развития всех отраслей хозяйствования. Изучение проблем развития Севера и Арктики и их решение (табл.) дадут возможность быстрого и эффективного освоения ресурсов и решение задач развития Арктической зоны. Национальные интересы Российской Федерации в Арктическом регионе требуют системного подхода к их реализации, от разработки комплекса документов стратегического планирования, включая федеральный закон об Арктической зоне РФ, до создания институциональной среды, способствующей комплексному развитию макрорегиона, и поддержки инновационных проектов. Определяющая роль в экономическом развитии малопривлекательной для бизнеса арктической территории также должна принадлежать государству, что подтверждает и опыт других циркумполярных стран. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz