Север и рынок. 2016, N 3.

характера. Если экономика страны относительно слаба и государственный бюджет невелик (как в приантарктических Чили и Аргентине), территориям предоставляется большая свобода экономической активности, в том числе международной, в их распоряжение передается часть природных ресурсов (как биологических, так и ресурсов недр). В социальной сфере осуществляется политика выравнивания условий жизни с обжитыми центральными и южными регионами. Это достигается государственной поддержкой развития инфраструктуры, политикой в области заработной платы (США, Канада) и в сфере частного бизнеса (договоры с профсоюзами) и в вопросах оплаты труда государственных служащих. На Аляске и в Норвегии за счет доходов от нефти формируются «фонды поколений». В Норвегии средства фонда откладываются до того периода, когда иссякнут нефтяные запасы страны. На Аляске часть средств распределяется между жителями штата, составляя иногда 15-20 % от суммарного годового дохода. Важнейшей частью региональной политики экономически развитых стран является поэтапная передача полномочий на региональный и муниципальный уровни и всемерное развитие местного самоуправления. Передача полномочий сопровождается политикой стимулирования местной налогооблагаемой базы и формирования устойчивых источников финансирования деятельности муниципальных образований. Если быстрое достижение этих целей невозможно, государство финансирует деятельность органов регионального местного самоуправления через систему трансфертов (наиболее яркий пример — Канада) [10]. Следует учитывать и то, что наша Арктическая зона - - территория непрекращающихся межгосударственных конфликтов и притязаний, острота которых с большой вероятностью будет нарастать, поэтому ожидаемое усиление промышленного, транспортного и иного освоения этой зоны российскими хозяйствующими субъектами должно быть сопряжено с вынужденным наращиванием оборонного потенциала территории в целях ее защиты от возможной агрессии и экономических претензий со стороны других государств (в том числе неарктических), заинтересованных в пространственных и природных ресурсах арктического макрорегиона. Напомним о нынешнем отставании российских военно-морских сил, дислоцированных в акваториях Северного Ледовитого океана, от совокупного потенциала стран НАТО — по количеству кораблей почти на порядок. Реализация стратегических задач развития Арктической зоны России во многом зависит от состояния ее информационного пространства, которое должно стать единым и способным осуществлять надежную и бесперебойную связь всех объектов хозяйственной и транспортно-инфраструктурной деятельности и всех без исключения населенных пунктов постоянного и временного (вахтового, экспедиционного) нахождения людей [5]. В настоящее время мы не имеем объективной картины внеэкономического удорожания хозяйствования и жизнедеятельности в арктических регионах. Не имеем мы и обоснованных детальными расчетами оценок влияния интегрирующих структур (например инфраструктуры коммуникаций) на синергетические эффекты в региональных и территориальных экономиках. Нужно подчеркнуть, что необходимо существенно увеличить объем обозначенных экономических и экономико-географических исследований арктических федеральных университетов и исследовательских центров. До начала рыночных реформ все факторы «северного удорожания» тем или иным образом компенсировались соответствующими бюджетными расходами. После ухода государства как главного хозяйствующего субъекта из экономики и, соответственно, резкого свертывания роли государственного бюджета в жизни арктических регионов вся тяжесть «северного удорожания» легла на плечи хозяйствующих субъектов, которые оказались в крайне невыгодных конкурентных условиях как на внутреннем, так и на внешних рынках. Исходя из этого, сформулированная в общем виде региональная экономическая политика в отношении Арктической зоны России - - это политика системного преодоления негативного влияния различных факторов «северного удорожания» на конкурентоспособность экономики регионов Российской Арктики. Вопрос о конкретных мерах преодоления факторов «северного удорожания» должен решаться применительно к конкретной ситуации исходя из возможностей. Необходимо значимое повышение ставок амортизационных отчислений для предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в Арктической зоне России. «Северное удорожание» должно учитываться в налоговой политике. Другая проекция проблемы — единые строительные нормативы для арктических и южных территорий. Отсутствие дифференциации порождает дискриминацию [10]. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz