Север и рынок. 2016, N 3.
- русскоязычное старожильческое население (затундрянные крестьяне, индигирщики, колымчане, поморы (канинские, ленские, мезенские, обские), походчане, русско-устьинцы, сельдюки). Задачи учета территориальных особенностей поставлены в Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева к Федеральному собранию 30 ноября 2010 г. В соответствии с его указаниями необходимо: - оценить реальное состояние всех загрязнённых территорий и рассматривать этот уровень в качестве стартового уровня для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба; - разработать нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние особенностей конкретных территорий [9]. Главная специфическая черта арктической экономики, через которую так или иначе проявляют себя многочисленные особенности арктических регионов, — «северное удорожание» в его экстремальной арктической форме. «Северное удорожание» генерируется природной дискомфортностью хозяйствования и жизнедеятельности и имеет внеэкономическое происхождение, оказывая резко негативное воздействие на социально-экономическую сферу Арктической зоны России через снижение конкурентного потенциала арктических регионов - - высокие дополнительные издержки хозяйствования и жизнедеятельности стимулируют отток капиталов, материальных и трудовых ресурсов в регионы с существенно более низкими уровнями издержек. Все приарктические государства, кроме Российской Федерации, применяют в отношении своих арктических регионов специальные меры экономического регулирования в целях выравнивания конкурентных условий и поддержания необходимого уровня их заселенности и социально-экономического развития [10]. Для решения этих задач характерна множественность участников, интересы которых далеко не всегда совпадают, и только государство в состоянии разрешить возникающие при этом принципиальные противоречия: между рыночно оправданным природопользованием и общественно значимым природосбережением, между интересами корпораций и малочисленных коренных народов Севера, между нормами международного и национального права и многие другие. В настоящее время, как и столетие назад, экономическая и социальная жизнь в российской Арктической зоне зиждется на эксплуатации ее природных ресурсов частным бизнесом. Однако намеченное стратегическими планами расширение ресурсной базы этой зоны определяется в первую очередь стратегическими интересами государства в обеспечении текущих и перспективных потребностей Российской Федерации в углеводородных, водных, биологических и других природных ресурсах, в том числе ресурсах экспортного назначения. Уже поэтому Арктическая зона страны не должна оставаться территорией реализации преимущественно корпоративных интересов [5]. Политика приполярных государств в отношении своих арктических регионов является неразрывной частью региональной политики в целом в отношении регионов, которые рассматриваются как проблемные. Специфика Арктики учитывается, но в рамках того правового поля и тех традиционных и признаваемых обществом методов государственного воздействия, которые исторически сложились в каждой конкретной стране. Каждая приполярная страна формирует свою собственную специфическую политику в отношении своих арктических регионов, применяя механизмы регулирования и стимулирования, адекватные их географическому и геоэкономическому положению, природным условиям и историческому пути. Например, в сфере добычи минерального сырья в США и Канаде активная роль государства оставляет достаточно широкий простор для действия рыночных механизмов. Маленькая же Норвегия вынуждена прокладывать свой особый путь в секторе мирового рынка, где безраздельно господствуют транснациональные корпорации, с опорой, в первую очередь, на государственное регулирование и государственную собственность. Для развитых стран Запада нехарактерно отраслевое восприятие экономических и региональных проблем. Отправная точка логических конструкций западных специалистов - - рассмотрение, анализ всего комплекса рыночного пространства и действующих на нем экономических агентов - - фирм и корпораций. Отрасли воспринимаются больше как сферы деятельности, требующие в силу своей специфики индивидуальных мер регулирования посредством налоговой политики, политики тарифов, квот, кредитов, технологических, экологических и иных условий деятельности. Экономическая и налоговая политика в отношении арктических регионов варьирует в зависимости от развитости и богатства страны. В пользу арктических территорий (как и других проблемных территорий) перераспределяют налоговые отчисления, снижаются налоговые ставки, предпринимаются иные меры экономического воздействия стимулирующего 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz