Север и рынок. 2016, N 3.

Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденная Президентом РФ 8 февраля 2013 г., государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ 21 апреля 2014 г., а также Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». В них были сконцентрированы представления о принципиально новой государственной политике в отношении Арктической зоны страны, предусматривающей ее комплексное развитие с учетом ключевых факторов формирования долгосрочной экономической стратегии России для этой зоны. Ее результатом должно стать переосвоение Арктики, которое было бы экономически выгодным и социально приемлемым во внутрироссийских и геополитических реалиях нашего времени, а сама Российская Арктика должна превратиться в обжитой в хозяйственном, инфраструктурном и социальном отношениях регион. Официально арктическими странами, которые разделили условные зоны ответственности, являются Дания, Канада, Норвегия, Россия и США, «самопровозглашенными» — Исландия, Финляндия и Швеция. В настоящее время государственная принадлежность основной части Арктики, в том числе шельфовой, которая, по экспертным оценкам, сосредоточивает 5 / 6 арктических запасов углеводородов, является предметом международных договоренностей и споров одновременно [5]. Решение основных задач развития Арктической зоны России в контексте государственных интересов обосновывает необходимость государственного программно-целевого управления для обеспечения национальной безопасности и организации государственного управления комплексным развитием Арктической зоны России [6-8]. Вокруг разрабатываемого Минрегионом России при поддержке СОПС Минэкономразвития России / РАН проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» завязалась бурная дискуссия о целеполагании закона и его основном содержании. Мнения большинства высказавшихся сводятся к тому, что столь долго ожидавшийся закон должен вобрать в себя всю арктическую проблематику и разрешить все накопившиеся в арктической зоне проблемы. Всю перечисляемую в связи с законопроектом арктическую проблематику, помимо собственно правовой фиксации Арктической зоны Российской Федерации, можно обобщенно свести к четырем направлениям: социальные обязательства, экологическое регулирование, коренные народы и экономическое развитие [9]. Традиционной, можно сказать, системной ошибкой федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» является попытка решать в его рамках вопросы, регулируемые для территорий, далеко выходящих за пределы Арктической зоны : система социальных обязательств и гарантий населению районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; механизмы поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; механизмы поддержки «северного завоза» в районы ограниченной транспортной доступности. Отметим, что невозможно урегулировать правоотношения применительно к одной части определенной категории граждан, не урегулировав их и в отношении другой части той же категории граждан [10]. По-прежнему существует разобщенность мнений по вопросам, связанным с Арктикой. Арктика не имеет четко обозначенных природных границ. Имеются более или менее плавные переходы, достигающие в ряде регионов многих сотен километров, а среди географов и экологов существует широкий спектр мнений по поводу включения или не включения в Арктику тех или иных участков земной поверхности. Теперь обратимся к вопросу о предмете правового регулирования закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Наиболее часто в связи с ним поминаются вопросы социальных гарантий. Описанный выше негативный опыт, связанный с попытками создания системы льгот и компенсаций, связянных с дискомфортностью жизнедеятельности, отдельно для жителей Севера, состав котрогого определяется по некоей «специфической северной дискомфортности», крайне актуален для опыта регулирования правоотношений в Арктической зоне. Аналогичная ситуация складывается и с проблемой коренных народов Арктики. Во-первых, нужно учесть, что коренное население Российской Арктики разделено на три большие группы: - коренные малочисленные народы Севера (долганы, нганасаны, ненцы, саамы, чукчи, энцы, эскимосы, юкагиры); - коренные народы Севера, не являющиеся малочисленными (якуты); 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz