Север и рынок. 2016, N 2.

Создание и деятельность комплексных леспромхозов, к сожалению, не способствовали решению проблем соблюдения природоохранного законодательства. К примеру, в 1992 г. в повестку заседания исполкома Кемского райсовета одним из главных был вынесен вопрос «О выполнении Кемским комплексным леспромхозом природоохранного законодательства при производстве лесозаготовительных работ». На этом заседании инспектор комитета по охране природы В. В. Ежов в частности, отмечал, что руководство КЛПХ и низовые подразделения не выполняли требований технологий лесозаготовок, а значит нарушали природоохранное законодательство. Снижение требовательности к соблюдению лесозаготовителями правил рубок главного пользования и других пунктов природоохранного законодательства обуславливалось, как считает В. В. Ежов, еще и подчиненностью отдела лесной охраны предприятию, чего нельзя было допустить. Оказавшись в подчинении лесозаготовителей, лесная охрана стала «закрывать глаза» на многие нарушения. Это подтверждают материалы контрольных проверок, проводившихся управлением по лесу [13, с. 2]. Утратив в 1993 году правовой статус предприятий и превратившись в территориальные органы управления лесным хозяйством, лесхозы, тем не менее, не изменили характера своей деятельности, направленной в основном на реализацию коммерческих целей.В ряде малолесных районов лесхозы де факто стали основными заготовителями древесины, а общий ежегодный объем заготовки древесины лесхозами составляет в последние годы около 25-30 млнм3 [14, с. 4-8]. По мнению ряда специалистов, отличительной особенностью сложившегося в период 1990-х гг. лесного законодательства являлось то, что оно имело сугубо ведомственный характер и посвящено преимущественно вопросам лесопользования. Лесное законодательство - это концентрированное выражение лесной политики. Целью лесной политики является согласование интересов общественности, лесхозов, лесопользователей и государства. В центре этих интересов находится лесной фонд. Существовавшая в тот период лесная политика в области лесопользования не отвечала интересам вышеперечисленных субъектов лесных отношений. Государство как собственник лесного фонда, получал незначительные платежи от лесопользования, лесхозы были лишены права заниматься промышленной деятельностью, лесопользователи работали в условиях ежедневного меняющихся ставок лесных податей и быстрой смены лесного законодательства. В таких условиях необходимость в рациональном использовании лесного фонда отходила на второй план. Экономическая организация лесопользования не должна была быть единой для всей страны. Лесная политика в области лесопользования должна была строиться с учетом региональных особенностей, с различными системами лесопользования и ведения лесного хозяйства [15, с. 8-9]. Природоохранные организации В 1990-е годы в Республике Карелия резко активизировалась деятельность неправительственных природоохранных организаций («Гринпис России», «Гринпис Финляндии», «Центр охраны дикой природы», «Лесной клуб Российских НПО» и др.), осуществляющих намерение перераспределения носов республики по несуществующим и неутвержденным принципам и критериям отнесения спелых и перестойных лесов (эксплуатационного фонда) к так называемым «старовозрастным девственным лесам» (термин, отсутствующий в лесной науке). В связи с полной неопределенностью указанных принципов и критериев выступающие «экспертами» сотрудники организации «Гринпис» постоянно меняют географию расположения «зеленых» участков лесов, выдвигаемых ими под охрану. Основываясь на информации, полученной от «Гринпис Финляндии», из хозяйственного оборота по республике предлагается изъять 2.2 млн га лесных земель, 153.8 млн м3 древесины, или 27.7 % от удельного веса площади спелых и перестойных лесов и 27.9 % из их запаса. В результате такой «блокады» уже через 2 года возможна шпонка лесозаготовительного производства, сначала в восьми и леспромхозах лесопромышленного комплекса Республики, а далее еще в семи-восьми. Без работы и средств к существованию останутся более 15 тыс. жителей лесных поселков. Республика лишится 60 % экспорта древесины. В результате этих предложений расчетная лесосека по Республике сократится на 3.081 млн м. Отрицательным примером на локальной территории являлось открытие Водлозерского национального парка. Сниже­ ние уровня жизни в Пудожском районе в результате этого шага не привлекло к себе внимания, так как оно проходило на фоне экономического кризиса начала 1990-х гг. [9, с. 27-28]. Государственный комитет Республики Карелия по лесопромышленному комплексу на основании статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации и статьи 42 Конституции Республики Карелия, а также учитывая, что действия «Гринпис» затрагивают существенные стороны гражданского, конституционного права и ряд других прав хозяйственных объектов и граждан 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz