Север и рынок. 2016, N 2.

вырубленных и погибших лесов, сократились более чем в 2 раза. Снизилась приживаемость лесных культур (ежегодно гибнет около 1 тыс. га), сократились объемы агротехнических уходов за посадками. Это привело к выраженной тенденции снижения покрытой лесом площади, общих запасов, запасов спелых и перестойных насаждений. Уменьшились площади хвойных при одновременном росте мягколиственных. Не отличалось высоким качеством содействие естественному возобновлению, о чем свидетельствовали данные инвентаризации: возросло количествосписанных площадей и сократился ввод молодняков в категорию ценных насаждений. Повышение продуктивности лесов, особенно в условиях избыточного увлажнения заболоченных лесных земель, невозможно было без гидролесомелиорации. Однако, необдуманная хозяйственная политика 1960-1970-х гг. в области лесоосушения привела к плачевным результатам. Тогда под мелиорацию попали суходольные леса и бедные безлесные верховые болота, в результате чего на многих площадях произошло ухудшение состояния почвы. Тем не менее эффективность гидротехнических работ мелиораций неоднократно доказывалось учеными. Естественно, что в тяжелых условиях финансовой нестабильности выделение средств на ее осуществление было крайне затруднительно. Это отчетливо просматривалось на динамике лесомелиоративных работ в Карелии. Если в 1985 г. осушение проводилось на площади 28.5 тыс. га, то в 1995 г. - лишь на 0.238 тыс. га. Требовал особого внимания вопрос о ремонте и содержании осушительной сети. На осушенных площадях поддержание сети являлось крайне необходимым. Отказ от него мог привести к возникновению процессов вторичного заболачивания, снижению лесоводственного эффекта и, как результат, к значительным убыткам. Большие территории лесохозов требовали наличия и хорошего состояния транспортной инфраструктуры. Для успешной лесохозяйственной деятельности необходима быларазветвлённая сеть дорог, связывающая отдельные структурные единицы лесохозяйственного предприятия (лесничества), а также обеспечивающая вывоз заготавливаемой древесины к местам складирования и переработки. Это было традиционно одно из самых слабых мест лесохозяйственной отрасли. За последние 10 лет в Карелии строительство дорог лесохозяйственного назначения сократилось в 34 раза (с 414 км в 1985 г. до 12 км в 1995 г.). Ни о каком развитии отрасли не могло быть и речи, если не было перспектив для развития транспортной инфраструктуры [12, с. 74-76]. В период 1990-х гг. нерациональное использование запасов древесины в Республике продолжалось. Эксплуатация лесов была ориентирована, как и в советское время, на хвойные породы (на 1997 г. доля хвойных общем объеме вырубки составляет 83 %). Много древесины терялось при лесопользовании, о чем свидетельствовало обследование мест рубок. Наличие в лесах невывезенной древесины, подлежащей реализации (320 тыс. м3 в 1995 г.), как и в прежние советские годы, вело к потере ее потребительских качеств и создавало дополнительную пожароопасность. Этими проблемами занималась служба госконтроля и защиты леса. Активизация деятельности этой службы в рассматриваемые годы принесла некоторые положительные результаты. По многим видам нарушений наблюдалось значительное снижение. Строгий контроль за соблюдением правил лесопользования был обусловлен материальной заинтересованностью данной службы в результатах своей работы.Как известно, 50 % от перечисленных штрафных санкций поступало в распоряжение Госкомлеса. Хотя в этом вопросе было много спорных моментов (самый главный их них - научное обоснование размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований), можно было говорить о некоторой эффективности мероприятий по охране леса. Еще один фактор, оказавший значительное влияние на положение отрасли в период 1990-х гг. заключался в том, что еще в 1986 г. 97 % лесного фонда Республики было передано в ведение объединения «Кареллеспром» для организации на имевшейся базе комплексных леспромхозов. Кроме лесопромышленной деятельности в задачи и функции этих предприятий входило и осуществление расширенного воспроизводства лесов, что предусматривало весь комплекс лесохозяйственных работ. Кроме того, они были наделены правами государственных органов лесного хозяйства. Но как показала практика, основу производства КЛПХ занимали лесозаготовки, а лесохозяйственные работы велись по остаточному принципу. Сосредоточение управления лесами и хозяйственных функций привело к нерациональному использованию лесосечного фонда, материально-технической базы лесного хозяйства. При передаче лесного фонда Госкомлесу не были возвращены многие производственные здания, машины и оборудование. С 1991 г. шли поиски новых форм управления лесным хозяйством. Принятое в 1993 г. решение об организации лесхозов было сразу отменено. С декабря 1993 г. были созданы районные управления лесами [12, с. 74-76]. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz