Север и рынок. 2016, N 2.
Финансовое положение Правительства было очень тяжелым. Его председатель В. Н. Степанов был вынужден обратиться к Президенту РФ с письмом и просил рассмотреть ход выполнения Указа Президента РФ от 12 августа 1993 г. № 1240. Этим документом были определены условия экономического эксперимента по созданию особого порядка инвестирования на территории Республики Карелия. Им предусматривалось предоставление Карелии в период до 1998 г. налогового кредита для финансрования мероприятий по обеспечению расширенного вопроизводства, структурной перестройки народного хозяйства, углубленной переработки исходного сырья, увеличения экспортного потенциала и производства товаров народного потребления, расширения сферы услуг. Правительством Карелии были своевременно предоставлены все необходимые документы в Правительство РФ. Однако решение затянулось. Развернутое строительство федеральных и республиканских объектов, выполнение утвержденных президентом программ, оказались под угрозой срыва [11, с. 598]. Лесопромышленные объединения - холдинги В создавшейся ситуации необходим был такой орган управления, который был бы способен осуществлять межотраслевую и внутриотраслевую координацию и регулирование, защищать интересы лесных отраслей, реализовывать структурную политику, обеспечивать научно-технический прогресс и наращивание экспортного потенциала. Таким координирующим органом управления мог быть объединение (акционерная компания) «Кареллеспром», имевшее богатый опыт управления лесным комплексом республики. Только когда государство, по сути, ушло из лесного сектора и оставило за собой лишь налоговое регулирование, управляющие структуры вмешались в ситуацию. В 1995 г. «Кареллеспром» заявил о себе как о холдинговой компании и взял на себя функции по оздоровлению комплекса. На предприятиях, которые уже не могли самостоятельно функционировать, было введено внешнее управление. Позитивный эффект наблюдался до тех пор, пока «Кареллеспром» решал все проблемы: обеспечивал сырьем, налаживал контакты с потребителями, платил заработную плату работникам. Через некоторое время после снятия внешнего управления предприятия вновь оказались несостоятельными. Повторная акция предусматривала конкурсное производство. Через внешнее управление и банкротство прошло большинство предприятий. Необходимость радикального вмешательства в этот процесс управляющих органов не вызывала сомнений [9, с. 108-109]. Поставщики , заказчики , потребители и банки Проблема взаимодействия лесопромышленных предприятий в новых условиях была связана с тем, что плановая система хозяйствования и руководства экономикой и промышленностью, при которой руководителю предприятия необходимо обеспечивать выполнение команд сверху, а эти команды были обеспечены (хотя не всегда в полном объеме) материальными, трудовыми, техническими и финансовыми ресурсами, оказалась одномоментно разрушена. Материально-техническое снабжение, запасные части, горюче-смазочные материалы и все прочее исчезло. Надо было самостоятельно искать посредников или выходить напрямую на производителей, что также было довольно сложно. Банковская система оказалась также разрушена, появилось множество коммерческих банков и фирм, не всегда честных на руку. В этих условиях директора некоторых леспромхозов, особенно южных, стали объединяться для решения локальных задач. Среди них снабжение расходными материалами, горюче смазочными материалами, запчастями, машинами, оборудованием, особенно импортным. Для организации реализации продукции на экспорт одной командой ездили на переговоры в Швецию, Финляндию - для заключения договоров на поставку продукции единым пакетом [8, с. 178]. В период плановой экономики лесоэкспортные предприятия работали по системе кооперации на основе специализации их на выработку пилопродукции определенных размеров. Определенный круг предприятий обслуживал два - три рынка. В период 1990-х гг. ситуация в корне изменилась. Со стороны России лесным экспортом занимались тысячи фирм, а со стороны импортёров - всего несколько покупателей. При этом на рынке лесоматериалов значительно увеличилось количество посреднических структур, мелких лесозаготовительных предприятий, а также небольших коммерческих фирм, занимавшихся как обеспечением предприятий машинами, оборудованием, запасными частями, горюче-смазочными материалами, так и торговлей лесоматериалами [3, с. 118]. В то же время во взаимодействии с поставщиками и потребителями были и другие сложности. Цены лесопромышленным предприятиям диктовали как зарубежные, так и отечественные покупатели. На совещании с работниками лесного комплекса с участием различных республиканских 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz