Север и рынок. 2016, N 2.

Финансовое положение Правительства было очень тяжелым. Его председатель В. Н. Степанов был вынужден обратиться к Президенту РФ с письмом и просил рассмотреть ход выполнения Указа Президента РФ от 12 августа 1993 г. № 1240. Этим документом были определены условия экономического эксперимента по созданию особого порядка инвестирования на территории Республики Карелия. Им предусматривалось предоставление Карелии в период до 1998 г. налогового кредита для финансрования мероприятий по обеспечению расширенного вопроизводства, структурной перестройки народного хозяйства, углубленной переработки исходного сырья, увеличения экспортного потенциала и производства товаров народного потребления, расширения сферы услуг. Правительством Карелии были своевременно предоставлены все необходимые документы в Правительство РФ. Однако решение затянулось. Развернутое строительство федеральных и республиканских объектов, выполнение утвержденных президентом программ, оказались под угрозой срыва [11, с. 598]. Лесопромышленные объединения - холдинги В создавшейся ситуации необходим был такой орган управления, который был бы способен осуществлять межотраслевую и внутриотраслевую координацию и регулирование, защищать интересы лесных отраслей, реализовывать структурную политику, обеспечивать научно-технический прогресс и наращивание экспортного потенциала. Таким координирующим органом управления мог быть объединение (акционерная компания) «Кареллеспром», имевшее богатый опыт управления лесным комплексом республики. Только когда государство, по сути, ушло из лесного сектора и оставило за собой лишь налоговое регулирование, управляющие структуры вмешались в ситуацию. В 1995 г. «Кареллеспром» заявил о себе как о холдинговой компании и взял на себя функции по оздоровлению комплекса. На предприятиях, которые уже не могли самостоятельно функционировать, было введено внешнее управление. Позитивный эффект наблюдался до тех пор, пока «Кареллеспром» решал все проблемы: обеспечивал сырьем, налаживал контакты с потребителями, платил заработную плату работникам. Через некоторое время после снятия внешнего управления предприятия вновь оказались несостоятельными. Повторная акция предусматривала конкурсное производство. Через внешнее управление и банкротство прошло большинство предприятий. Необходимость радикального вмешательства в этот процесс управляющих органов не вызывала сомнений [9, с. 108-109]. Поставщики , заказчики , потребители и банки Проблема взаимодействия лесопромышленных предприятий в новых условиях была связана с тем, что плановая система хозяйствования и руководства экономикой и промышленностью, при которой руководителю предприятия необходимо обеспечивать выполнение команд сверху, а эти команды были обеспечены (хотя не всегда в полном объеме) материальными, трудовыми, техническими и финансовыми ресурсами, оказалась одномоментно разрушена. Материально-техническое снабжение, запасные части, горюче-смазочные материалы и все прочее исчезло. Надо было самостоятельно искать посредников или выходить напрямую на производителей, что также было довольно сложно. Банковская система оказалась также разрушена, появилось множество коммерческих банков и фирм, не всегда честных на руку. В этих условиях директора некоторых леспромхозов, особенно южных, стали объединяться для решения локальных задач. Среди них снабжение расходными материалами, горюче­ смазочными материалами, запчастями, машинами, оборудованием, особенно импортным. Для организации реализации продукции на экспорт одной командой ездили на переговоры в Швецию, Финляндию - для заключения договоров на поставку продукции единым пакетом [8, с. 178]. В период плановой экономики лесоэкспортные предприятия работали по системе кооперации на основе специализации их на выработку пилопродукции определенных размеров. Определенный круг предприятий обслуживал два - три рынка. В период 1990-х гг. ситуация в корне изменилась. Со стороны России лесным экспортом занимались тысячи фирм, а со стороны импортёров - всего несколько покупателей. При этом на рынке лесоматериалов значительно увеличилось количество посреднических структур, мелких лесозаготовительных предприятий, а также небольших коммерческих фирм, занимавшихся как обеспечением предприятий машинами, оборудованием, запасными частями, горюче-смазочными материалами, так и торговлей лесоматериалами [3, с. 118]. В то же время во взаимодействии с поставщиками и потребителями были и другие сложности. Цены лесопромышленным предприятиям диктовали как зарубежные, так и отечественные покупатели. На совещании с работниками лесного комплекса с участием различных республиканских 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz