Север и рынок. 2016, N 2.

регионального бюджета, является высокой. Поэтому политика тотальной экономии бюджетныхсредств на обеспечение деятельности министерства, включая сокращение персонала, не является оптимальной. Увязка расходов бюджетных средств на обеспечение деятельности министерства с показателями экологической эффективности не является явной по причине недостатков в определении и расчете ее целевых измеримых показателей. В связи с этим целесообразно организовать проведение научных исследований, направленных на определение значений показателей экологической эффективности и установления на их основе нормативных затрат на выполнение различных функций чиновниками министерства. При составлении Отчета об исполнении Плана мероприятий по реализации «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 г. и на период до 2025 г.» начиная с 2013 г.необходима корректировкацелевого показателя «Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на единицу ВРП» (т/млнруб.) на изменение курса рубля по отношению к основным валютам (доллар, евро), в которых оплачивается часть продукции экспортноориентированных предприятий региона. Отсутствие учета этого фактора, увеличивающего ВРП, ведет к занижению целевого показателя. По нашим расчетам, в 2014 г. при падении рубля только по отношению к доллару в 1.18 раза по сравнению с 2013 г. «Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на единицу ВРП» составил 1.24 т/млнруб., то есть вырос. Тогда как по расчетам Министерства экономического развития Мурманской области и соответственно Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области он снизился по сравнению с 2013 г. с 1.09 до 1.05 т/млнруб. [22]. Для повышения достоверности прогнозов целевого показателя и его плановых значений в документах стратегического планирования следует раскрыть данные о планах снижения выбросов в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты в абсолютной величине по предприятиям, расположенным на территории Мурманской области, подлежащим как федеральному, так и региональному экологическому контролю. Компании, региональными филиалами которых являются предприятия Мурманской области (РАО «Норильский никель» и др.), уже осуществляют расчет технологических показателей и публикуют их в корпоративной отчетности, но только в целом по компании. Для повышения экологической эффективности управления в регионе Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области и правительству области путем улучшения взаимодействия с федеральными природоохранными органами и менеджментом компаний следует добиться получения данных о технологических показателях в разрезе предприятий, расположенных на территории региона. Бюджетные расходы на «обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов», финансируемые исключительно из бюджета субъекта федерации, в 2014-2015 гг. были соответственно в 1.5 и в 1.8 раз меньше, чем финансируемые из федерального бюджета. Их объем имеет тенденцию к сокращению: соответственно в 2017 г. он запланирован в 1.8 раз, а в 2018 г. - в 1.9 раз меньше по сравнению с объемом расходов федерального бюджета [8]. Это свидетельствует о росте объема делегированных функций с федерального уровня на региональный и о тенденции к усилению преобладания контрольно-надзорных функций в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области. Для оптимизации бюджетных расходов совместно финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации на государственную программу "Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов" считаем целесообразным: • перераспределить средства регионального бюджета, выделяемые на контрольно-надзорные функции, на разрешительную деятельность и выполнение функций планирования; • увеличить заработную плату сотрудникам министерства в зависимости от колчества возложенных на них функций в рамках запланированной величины расходов на выплаты персоналу; • увеличить число проверок по жалобам населения. В методическом плане следует, наконец, отказаться от планирования показателей «от достигнутого уровня» и создавать себе проблемы, так как в стратегическом планировании в отличие от долгосрочного планирования завтра не всегда может быть лучше, чем сегодня. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz