Север и рынок. 2016, N 2.

«с наиболее сложным социально-экономическим положением»[18]. Экологические проблемы моногородов могут усугубиться вследствие двух причин: во-первых, из-за ликвидации производств; во-вторых, в результате кризисного снижения объемов природоохранной деятельности. Как доказывает опыт функционирования экспортоориентированных горнопромышленных предприятий, в условиях обвала рубля они только наращивают объемы основного производства на фоне тотальной экономии расходов, в том числе и на природоохранные цели. Здесь необходимо заметить, что все крупные экологически опасные предприятия на территории северных субъектов федерации подлежат федеральному экологическому контролю. Поэтому региональный орган управления не может влиять на показатели состояния окружающей среды региона, которые применяются в качестве целевого управленческого показателя в документах стратегического планирования. Также они не могут их рассчитывать и тем более планировать. Аналогичные показатели по предприятиям, подлежащим региональному экологическому контролю, региональные чиновники также не рассчитывают и не планируют, хотя и утверждают природоохранные планы этих предприятий, оказывая услугу по выдаче разрешений на размещение загрязняющих веществ в окружающей среде. Отчетность о природоохранной деятельности примерно 140 промышленных, энергетических и транспортных предприятий регионального экологического контроля, вообще, скрыта в недрах министерства и никогда нигде не публикуется. В определенной мере это оправдано, так как объемы негативного воздействия всех объектов регионального экологического контроля, в сумме взятых, составляют несколько процентов от величины объема загрязнения отходами горно-, энерго-, лесопромышленных компаний, подлежащих федеральному экологическому контролю. Однако некоторые из предприятий, подлежащих региональному экологическому контролю, относятся к «объектам, оказывающим значительное или умеренное негативное воздействие на окружающую среду, т.е. к объектам I и II категории по их новой классификации, закрепленной в федеральном законе «Об охране окружающей среды» [11]. Планируемый в результате экологической реформы переход на технологические показатели, то есть «показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги», позволит выявить эти предприятия [20]. В настоящее время предприятия, подлежащие региональному контролю, предоставляют свои природоохранные программы, обычно не имея расчетов по действующим методикам расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) и нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты со сточными водами. Эти расчеты по причине их сложности они самостоятельно выполнить не могут [21]. К тому же для предприятий, которые располагаются в границах населенных пунктов, расчеты концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе или в водных объектах не могут быть достоверными из-за влияния выбросов и сбросов других предприятий, расположенных на одной промышленной площадке или в непосредственной близости друг от друга. В связи с этим разрешительную деятельность регионального органа управления по выдаче разрешений на сбросы и выбросы для средних и малых предприятий можно охарактеризовать как пустую формальность. С переходом на технологические показатели в качестве нормативов загрязнения экологическая эффективность разрешительной деятельности регионального органа управления природопользованием и ООС увеличится и соответственно бюджетные расходы будут лучше увязаны с измеряемым результатом. Это объясняется тем, что «Комплексное экологическое разрешение» или «Декларация о воздействии на окружающую среду», на основании которых орган управления будет выдавать разрешения, уже будут содержать конкретные меры по снижению негативного воздействия предприятия. Подытоживая, можно сделать следующие обобщения, выводы и предложения на примере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области и правительства региона. В структуре бюджета Мурманской области на 2016 г. доля утвержденных расходов Министерства природных ресурсов и экологии составляет 291.65 млн руб., или 5.1 % от величины запланированных доходов бюджета от ресурсных налогов и платежей за негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим не вызывает сомнений, что бюджетная эффективность деятельности министерства, которое обеспечивает получение значительной доли доходов 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz