Север и рынок. 2016, N 2.
Нам представляется, что оценка эффективности деятельности государственного органа управления природопользованием и ООС может иметь три измеримые составляющие: экологическую, экономическую (бюджетную) и показатель прибыльности, если орган управления оказывает платные услуги кроме государственных. Оценку каждого из аспектов эффективности можно принять в качестве одного из критериев совершенствования государственного управления. В отличие от других отраслей общественного сектора экономики в управлении природопользованием и ООС уже применяются, по крайней мере, два показателя, которые отражают конечную цель деятельности и являются измеримыми. Этими показателями, которые используются также во всех стратегических документах субъекта федерации, являются: «Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на единицу ВРП (т/млн руб.)», «Объем направленных на захоронение отходов на единицу ВРП (т/млнруб.)». Аналогичный показатель «объем сбросов вредных веществ в водные объекты на единицу ВРП» не применяется в связи с тенденцией этого показателя к росту в течение всего новейшего периода истории страны. Мы неоднократно критиковали сложности расчета и планирования этих показателей и в связи с этим доказывали недостоверность плановых показателей в стратегических документах региона[16,17]. По причине почти двухкратного ослабления курса рубля к курсам доллара и евро расчет показателей на единицу регионального валового продукта без корректировки на падение рубля становится абсолютно недостоверным. Это особенно верно для показателей ВРП в старопромышленных районах северных субъектов федерации. По мнению специалистов в области экономической географии, к «страропромышленным районам» северных субъектов европейской части России сегодня относятся: г. Воркута - старейший угольный бассейн еще дореволюционной России после Донбасса; г. Архангельск - крупнейший морской порт с XVI в. и крупный центр лесной промышленности с XIX в.; все промышленно транспортные центры Мурманской области и республики Карелия, созданные в период советской индустриализации. Необходимо помнить, что важнейшим отличительным признаком «старопромышленного района» является исторически сложившаяся специализация региона с доминированием «староиндустриальных отраслей», таких как горнодобывающая и металлургическая, в которых применялись технологии производства основной продукции без каких-либо экологических ограничений. Научные представления о негативных экологических последствиях и первые природоохранные меры были приняты в СССР только в 1968 г. Поэтому не будет преувеличением утверждение, что масштабная советская индустриализация северных регионов страны в 1920-1990 гг. прошлого столетия является одной из основных причин наличия экологических проблем в «старопромышленных регионах». Все «старопромышленные районы» мира уже прошли или обязательно пройдут в своем развитии стадию экономического упадка и депрессионного состояния. «Старопромышленные районы» северных субъектов федерации уже сегодня частично или полностью находятся в депрессивном состоянии. Это подтверждает перечень моногородов, которым государство вынуждено предоставлять поддержку в связи с отсутствием перспектив для экономического роста[18]. В группу городов с наиболее сложным социально-экономическим положением зачислены пгт. Ревда и г. Кировск (Мурманская область), г. Онега (Архангельсакя область), г.Пудож, г.Пяткиранта, г.Кондопога, г.Суоярви, пгт. Надвоицы, пгт. Муезерский (Республика Карелия). Даже простое перечисление моногородов показывает, что на их территории расположены основные экологически опасные предприятия региона. Модернизация и развитие градообразующих предприятий в моногородах, в том числе на основе замещения современными экологически безопасными производствами возможна лишь в некоторых из них. Эффективность государственной поддержки моногородов, которую с конца 2009 г. координирует государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», строится на принципе: «бюджетные средства должны направляться на строительство и реконструкцию инфраструктуры муниципальной и региональной собственности, а частные инвесторы должны сами финансировать проекты» [19]. Отсюда следует основная задача программы правительственных мер - «диверсификация экономики моногородов, снижение экономической зависимости от градообразующих предприятий» [19]. В северных субъектах федерации реализация этой политики, скорее всего, приведет к переходу городов «с рисками ухудшения социально-экономического положения» в группу городов 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz