Север и рынок. 2016, N 2.

За четверть века, в течение которого беспрерывно проводятся реформы в нашей стране, природоохранное законодательство было фактически создано заново, чтобы соответствовать рыночной системе хозяйства и прогрессивным мировым тенденциям в сфере природопользования и ООС. Новых нормативно-правовых актов по использованию природных ресурсов создано так много, что они уже объединены в кодексы (Лесной, Земельный, Водный), на очереди давно стоит формирование Кодекса о недрах. Результатом реформы государственного экологического управления явилось внесение в 2014 году дополнений в головной федеральный закон «Об охране окружающей среды» и взаимосвязанные с ним федеральные законы, которые должны кардинально изменить экологическое нормирование и стимулирование природоохранной деятельности[11]. Не отстают в законотворчестве и представительные органы власти субъекта федерации. Хотя задача отразить региональные особенности и интересы населения ими часто не выполняется: они или ограничиваются калькой с федерального законодательного акта, или превышают полномочия совместного ведения в попытке получить выгоды от введения нового закона, в основном, для доходов регионального бюджета. В обоих случаях экологическая эффективность, которую мы определяем как меру достижения организацией ее важнейших целей или как отражение степени соответствия деятельности организации потребностям населения, или игнорируется, или находится за пределами понимания проблемы законодателями. Доказательством последнего утверждения является тот факт, что в основных законах Мурманской области - в ее Уставе и в Законе о Правительстве и в «Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области» цели в сфере природопользования и ООС не сформулированы, вместо них перечислены полномочия и функции. Проблема определения измеримых целевых показателей в общественном секторе экономики остается трудноразрешимой во всех странах мира. Наука пытается определить сущность и взаимосвязь понятий «эффективность», «производительность» и «результативность» в государственном секторе экономики и их измеримые целевые показатели[4,6,12]. В корпоративном управлении последним достижением науки и практики бизнеса является использование в качестве «ключевого показателя результата деятельности» показателя KPI (Key Performance Indicator). По мнению авторов этого показателя достижения определенных целей или успеха в какой-либо деятельности, он объединяет в себе результативность и эффективность. И главное достоинство KPI - он количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов [13]. Еще в 2011 г. председатель Правительства РФ Д.Медведев дал поручения о введении и достижении ключевых показателей эффективности компаний с государственным участием [14]. По состоянию на 28 сентября 2015 года из 53 акционерных обществ с государственным участием согласовали долгосрочные программы развития и ключевые показатели эффективности с Правительством 13 Федеральных государственных унитарных предприятий и 42 компании. Председатель Сбербанка России Г.Греф выступил инициатором и разработчиком введения шкалы эффективности для министерств и ведомств при руководстве ими крупными проектами на основе определения для них KPI. Им также предложено установить внешний контроль за их деятельностью даже с привлечением международных экспертов. Одним из результатов предполагаемой реформы должна стать система персональной ответственности чиновников всех рангов ниже министров, на которых она не распространяется, так как они являются политическими фигурами. Недавно Председатель Правительства РФ Д.Медведев изложил в письме президенту РФ цели и задачи этой реформы государственного управления, а также сделал предложение о создании комиссии по совершенствованию системы государственного управления [15]. По нашему мнению, введение KPI для оценки государственных служащих является одним из вариантов практического применения концепции «управления по целям», реализация которой в ходе административной, бюджетной реформ и реформы государственной службы в нашей стране не достигла намеченных целей. Например, осуществление внедрения управления по целям также позволило бы заменить методы оценки управляющих всех рангов по личным качествам на систему более объективной оценки на основе достижения заранее установленных целей организации. Введение в название показателя английского слова «performance», которое имеет сразу два значения в переводе на русский язык: и «результативность», и «эффективность» - не является научным решением проблемы их взаимосвязи. Аналогов подобных новых терминов и моды на них особенно много в науке об охране окружающей среды, достаточно вспомнить термины «устойчивое развитие» или «зеленая экономика». 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz