Север и рынок. 2016, N 2.
воздуха РАО «Норильский никель». В условиях кризиса под угрозой сокращения между работниками этих предприятий даже обостряется конкуренция за рабочее место. Также низкий приоритет экологических потребностей характерен и для регионов, где их удовлетворение, как цель общественного сектора экономики, настолько медленно реализуется, что больше похожа на профанацию. Например, население г.Мурманска от начала и до конца отопительного сезона живет в атмосфере, в которой содержание окислов азота в несколько раз превышает национальные стандарты качества атмосферы. Другой особенностью данного функционального вида бюджетных расходов, которые обычно формируются в соответствии с функциями государственных органов управления, является то, что большинство функций государственного органа управления природопользованием и охраной окружающей среды (ООС) в субъекте федерации имеют принудительный характер. Это объясняется тем, что органы государственного экологического управления предназначены для снижения отрицательных внешних эффектов от загрязнения окружающей природной среды или от нерационального использования природных ресурсов как одного из видов общественных благ. Для предпринимателя или гражданина отказ от получения любого из видов государственных услуг, оказываемых Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области, будь то экологическая экспертиза всех видов проектов и запасов природных ресурсов, разрешение на размещение загрязняющих веществ в окружающей среде, предоставление в пользование лесных, земельных и охотничьих участков и водных объектов или заключение договоров их купли-продажи, будет означать незаконную деятельность и караться по закону [9]. Иначе говоря, важнейшими целями деятельности органа управления природопользованием и ООС в субъекте федерации являются разрешительная и контрольно-надзорная деятельность. При этом предполагается, что выполнение требований природоохранного законодательства, как национального, так и регионального, достаточно для положительной оценки деятельности органа управления, поэтому система показателей оценки, например, контрольно-надзорной деятельности, строится исходя из принципа: чем больше выявлено или предупреждено нарушений, тем она эффективнее, а расходы на нее оптимальны. В соответствии с применяемой системой оценки чиновники должны по несколько раз в год отчитываться по массе количественных показателей: сколько проведено проверок, выявлено нарушений, сделано предписаний для их устранения, сколько проверок приходится на 1 сотрудника и далее - просто бесконечное разнообразие других подобных показателей. Как нетрудно догадаться (в первую очередь) чиновникам, устанавливающим эти показатели, что их исполнение может быть простой фикцией. Поэтому эту систему постоянно дополняют показателями наложенных и уплаченных штрафных санкций. В результате проверки, не сопровождающиеся наложением штрафных санкций, считаются едва ли не показателем неэффективной работы проверяющих. Если принять во внимание, что большая часть контрольных и надзорных функций регионального органа управления является делегированной с федерального уровня управления, то есть выполняется на средства федерального бюджета, то рациональной стратегией для региональных чиновников, несомненно, является скрупулезное и беспрекословное выполнение этих функций[10]. Между тем, количество функций постоянно растет. По нашим подсчетам, только за 2014-2015 гг. в «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области» внесено 20 новых функций, а утратило силу только две [9]. В настоящее время число функций превосходит общую численность сотрудников министерства, а нагрузка на начальников отделов и министра с его заместителями насчитывает по нескольку десятков на каждого. В связи с этим показатели бюджетной эффективности деятельности органа управления при сохранении прежнего уровня заработной платы чиновников, несомненно, должны расти. Но вопрос о повышении производительности труда и мотивации работников трудиться эффективнее, без увязки своего труда с измеримыми показателями качества окружающей среды в регионе, остается без однозначного положительного ответа. Вопрос о том, насколько целесообразны многочисленные виды контрольно-надзорных функций и показатели отчетности по их исполнению, почти никогда не ставится чиновниками. Обычно они выполняют приказы методистов из федеральных министерств, как в армии, не обсуждая, несмотря на то, что в сфере природопользования и ООС поток нововведений, изменений и соответственно требований в законодательстве в форме различных нормативно-правовых актов уже превышает человеческие возможности не только для своевременного их исполнения, но и для ознакомления с ними. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz