Север и рынок. 2016, N 2.

заинтересованных групп, различаются. Общим является лишь стремление реализовать на практике теоретическую концепцию государственного управления известную под названием «управление по целям» или «управление, ориентированное на результат». Эта концепция давно используется за рубежом для совершенствования государственного управления. Под руководством ведущего российского ученого в области государственного управления Л.И.Якобсона в Институте экономики переходного периода в рамках проекта по анализу бюджетных расходов в России и разработке предложений по их оптимизации, который финансировало Агентство США по международному развитию (USAID), еще в 2001 г. было выполнено исследование «Оптимизация бюджетных расходов на государственное управление и местное самоуправление». В дальнейшем результаты этой работы и зарубежного опыта в целом были учтены при подготовке мер бюджетной и административной реформ, а также реформы государственной службы[7]. Определение основных направлений оптимизации бюджетных расходов для всех секторов общественного сектора экономики и оценка их эффективности является главной функцией финансовых ведомств. Эффективность бюджетных расходов каждого государственного органа власти и подведомственных ему государственных учреждений сегодня анализируется финансистами по трем ее основным направлениям: 1) расходы в сфере закупок товаров и услуг для государственных нужд и бюджетных инвестиций; 2) расходы по реализации программ и непрограммной деятельности государственных учреждений; 3) использование недвижимого имущества. В связи с тем, что органы власти обладают различной политической силой, на практике гласно или негласно осуществляется принцип « все равны, но некоторые равнее». Вероятно, поэтому результаты анализа эффективности бюджетных расходов органов власти обычно являются недоступными для общественности или общество об этом информирует, когда бюджетные средства разворовываются. По нашему мнению, более серьезной проблемой, чем нецелевое использование бюджетных средств, является проблема аллокации доходов от экономии бюджетных расходов. Особенно социально значимой эта проблема становится в период дефицита бюджетов и обусловленной им тотальной экономии бюджетных средств. В этот период особенно часто применяется закрытие или слияние неэффективных бюджетных учреждений, секвестр программных мероприятий и отдельных статей расходов бюджетов, в том числе и на закупки для государственных нужд. При этом полученная экономия бюджетных средств не увязывается с целевыми показателями деятельности того или иного органа управления, которых он планирует достигнуть, или прямо противоречит им. Например, закрыли неэффективную сельскую школу и сэкономили бюджетные средства. Но в связи с этим у регионального органа управления образованием появляется нужда в новых расходах на школьный автобус и др. Если эти расходы не были заблаговременно запланированы, а необходимые мероприятия осуществлены, то экономия расходов от закрытия неэффективной школы не ориентирована на достижение цели функционирования общественного сектора экономики. Поэтому такая оптимизация средств бюджетов вызывает рост протестных настроений в обществе и недовольство населения властью в целом. Ситуацию усугубляет и отсутствие у населения информации о распределении сэкономленных бюджетных средств в зависимости от их насущных потребностей. Справедливости ради стоит заметить, что правительство страны постоянно информирует граждан об антикризисных мерах, в результате которых должна укрепиться национальная безопасность и улучшиться малопонятные населению макроэкономические показатели. Но каждому должно стать понятно, что для реализации всех этих мер потребуются не только накопленные финансовые резервы государства, но и аллокация сэкономленных бюджетных расходов в пользу планируемых антикризисных мер. Проблемы увязки бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами деятельности органа управления и аллокации хотя бы части сэкономленных бюджетных расходов на достижение этих результатов стоят и перед органом управления природопользованием и ООС в субъекте федерации. Между тем, надо сразу оговориться, что в период экономических кризисов приоритет экологических потребностей населения снижается по сравнению с другими экономическими потребностями. Потребности населения в благоприятных экологических условиях жизни традиционно ниже даже на экологически опасных производствах, где у работников высокий уровень доходов. Например, сегодня низкий приоритет качества окружающей среды наблюдается в городах и поселках, в которых расположены предприятия крупнейшего в стране загрязнителя атмосферного 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz