Север и рынок. 2016, N 2.

Под бюджетными расходами привычно понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1]. Другими словами, это средства, используемые на содержание государственного аппарата и органов государственного управления, на выполнение ими функций государства и на закупки товаров и услуг для собственного потребления этих органов. Бюджетные расходы также включают государственные закупки для регулирования рынка, например, в форме государственного заказа. Это происходит, как правило, в периоды экономических кризисов, когда в результате ослабления рыночных механизмов саморегулирования, государственное вмешательство в экономику усиливается. Как известно, на государственное потребление расходуется часть валового национального продукта страны и региона. Следует напомнить, что еще в конце XIX в. Адольф Вагнер открыл закон «возвышающихся общественных расходов», согласно которому в исторической перспективе доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается и соответственно растут бюджетные расходы[2]. По прогнозу ученого, эта тенденция сохраняется до тех пор, пока в стране наблюдается экономический рост. Действие закона А.Вагнера и установленная им зависимость между общественными расходами и уровнем экономического развития неоднократно проверялись многими современными учеными и подтвердились, например, в США, где за 100 лет (с 1890 по 1990 гг.) удельный вес государственных расходов в структуре ВНП увеличился от 6 до 33%[2]. Многочисленные современные исследования общественного сектора экономики также доказывают, что наблюдается рост бюджетных расходов, и он обусловливается сразу несколькими другими причинами. Среди них наиболее существенными являются «провалы рынка», появление новых видов общественных благ, например, глобальных и квазиобщественных, низкая производительность труда в общественном секторе экономики, эгоистичные интересы бюрократии и периодичность выборов органов власти в стране[3-7]. Например, сегодня одним из сравнительно новых видов глобальных общественных благ становятся меры по адаптации к изменению климата, расходы на разработку и реализацию которых в некоторых странах уже выделяются из национальных и муниципальных бюджетов. Бюджетная политика государства, в идеале, должна быть направлена на удовлетворение потребностей населения, которые оно признает правильными и справедливыми, то есть на повышение качества жизни, снижение его дифференциации между социальными группами и слоями, неизбежной в условиях рыночной экономики, а также на обеспечение национальной безопасности. Рост бюджетных расходов государства, например, социальных трансфертов, обычно положительно воспринимается обществом, если это увеличение получено не в результате резкого повышения налогов. Проблема фискальной политики государства становится особенно острой во время экономического кризиса, когда бюджеты дефицитны. Потребности государственного потребления, покрываемые за счет роста налогов, то есть принудительно, также становятся расходами и в домашнем бюджете каждого гражданина. В условиях современного дефицита всех видов государственных бюджетов, который, по мнению аналитиков и руководителей высших органов управления страной, сохранится и в среднесрочной перспективе, их оптимизация по разным группам и функциональным видам выступает в качестве актуальной антикризисной экономической и политической меры. В контексте темы нашего исследования наибольший интерес представляет оптимизация функционального вида бюджетных расходов на «обеспечение охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов» по двум группам бюджетных расходов: 1) совместно финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и 2) финансируемых исключительно из бюджетов субъектов федерации. Оптимизацией бюджетных расходов по тому или иному их функциональному виду, кроме финансистов, занимаются также менеджеры, политологи и специалисты по конкретной отрасли экономики общественного сектора. Например, в нашем случае, это, прежде всего, экологи, климатологи, специалисты по экологической защите. Достижением последних лет в государственном управлении является политика «открытого бюджета», которая позволяет участвовать в оптимизации расходов разных уровней бюджетной системы общественным объединениям, политическим партиям и гражданам[8]. Бесспорно, что цели, теоретические и методические подходы, и соответственно меры, предлагаемые для оптимизации бюджетных расходов представителями разных наук и 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz