Север и рынок. 2016, N 2.

В отношении малоосвоенных территорий с наиболее суровыми условиями жизни возможно использование вахтового метода организации работ (как внутри- так межрегионального), но на основе соглашений о сотрудничестве между компаниями и администрациями Арктических территорий, в которых рассматривается возможность применения данного метода в новых проектах. Такие соглашения призваны закрепить интересы и обязательства заинтересованных сторон, в частности, в использовании местных трудовых ресурсов, сопряженном с эколого-социальной ответственностью бизнеса. В результате грамотное сочетание «стационарной модели развития» с вахтовым методом [22] позволит сохранить и развить социально-экономическую систему арктических территорий, обеспечить закрепление и приток молодежи в трудонедостаточные арктические регионы, решить проблемы конкурентоспособности и нехватки квалифицированных специалистов с инновационным мышлением, способных работать в перспективных отраслях арктической экономики. Литература 1. Heleniak T. The role o f attachment to place in migration decisions o f the population o f the Russian North // Polar Geography. 2009. Vol. 32. P. 31-60. 2. Heleniak T. Arctic population and migration // Arctic human development report. 2014. 3. Фаузер В.В. Демографический потенциал северных регионов России как фактор экономического освоения Арктики // Арктика и Север. 2013. № 10. С. 19-47. 4. Schmidt J. et al. Demographic and economic disparities among Arctic regions // Polar Geography. 2015. Vol. 38. P. 251-270. 5. Heleniak T., Holzlehner T., Khlinovskaya E. Der groBe exodus demographische trends anRusslandsnordlicherperipherie // Osteuropa. 2011. Vol. 61. P. 371-386. 6. Laruelle M. The demographic challenges o f Russia’s Arctic // Russian analytical digest. 2011. Vol. 96. P. 8-10. 7. Мартыненко Н.К. О подготовке специалистов нефтегазовой отрасли в рамках стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 4 (17). С. 20-27. 8. Меламед И.И., Авдеев М.А., Павленко В.И., Куценко С.Ю. Арктическая зона России в социально-экономическом развитии страны // Власть. 2015. № 1. С. 5-11. 9. Шпак А.В. Особенности транспортного освоения экстремальных территорий // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. Т.1. № 38. С. 77-81. 10. Развитие производительных сил СССР / Г.П. Лузин, А.М. Поздняков, С.Н. Старовойтов и др. Новосибирск: Наука. СО. 1991. 232 с. 11. Указ Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 г. № 296 / КонсультантПлюс. 12. Регионы России. Социально-экономические показатели. РОССТАТ. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_113862 3506156 13. Павленко В.И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны // Арктика: экология и экономика. 2013. № 4 (12). С. 16-25. 14. EY Совершенствуя бизнес, улучшаем мир: офиц. сайт. URL: http://www.ey.com/RU/ru/Issues/Navigate-Analytics 15. Минрегион: офиц. сайт. URL: www.minregion.ru 16. Иванова М.В., Жаров В.С. Условия, факторы и угрозы функционирования био-социо- экономической системы арктической зоны Российской Федерации // Вестник МГТУ. 2015. Т.18. № 3. С. 272- 277. 17. Белова В.Л. Арктика в геополитической конкуренции государств. М.: Наука. 2014. 370 с. 18. Чичкин А. Шельф делится богатством // Российская газета - спецвыпуск «Нефть и газ». № 6403 (131). URL : http://www.rg.ru/2014/06/16/arktika.html 19. Николаева А.Б. Развитие грузовых перевозок в Арктике // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2015. № 3 (46). С. 29-35. 20. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути / Под. ред. В.С.Селина, С.Ю.Козьменко (гл. 4). Апатиты: КНЦ РАН. 2015. 335 с. 21. Васильев А.В. Арктика: новый вектор развития // Арктика. Экология и экономика. 2011. №1. С. 20-25. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz