Север и рынок. 2016, N 2.

Плотность населения регионов АЗРФ на 2013 г., чел/км2 Таблица 2 Регион Плотность населения Мурманская область 5.3 Архангельская область 2.8 Республика Коми 2.1 Красноярский край 1.2 Ямало-Ненецкий автономный округ 0.7 Республика Саха (Якутия) 0.3 Ненецкий автономный округ 0.2 Чукотский автономный округ 0.1 Источник : данные Росстата. «Бремя пространства» оказывает существенное влияние на организацию экономических отношений внутри страны и соответственно на формирование государственной региональной политики. Низкая плотность населения является одним из определяющих факторов территориального развития. Несмотря на очень суровые климатические условия, на Крайнем Севере исторически возникли уникальные этнические ареалы, где народы Севера нашли свои способы выживания в суровых условиях. Более того, наличие свободного пространства необходимо для обеспечения их традиционной жизнедеятельности (оленеводства, охота, рыбалка и т.д.) [23, 24]. Однако в современном мире содержание этих территорий требует значительных затрат. С одной стороны, освоение природных ресурсов и соответственно промышленная экспансия потребовали создания дорогих систем жизнеобеспечения. С другой - для развития этих периферийных территорий и поддержки традиционных промыслов также необходимы существенные капиталовложения в современное оборудование для рыбной ловли, снегоходы и вездеходы, навигационные системы, вертолеты для мобильной связи и оказания медицинской помощи и т.д. [25]. Таким образом, арктические регионы с развитыми системами расселения, крупными городскими поселениями и относительно высокой плотностью населения должны проводить политику привлечения населения (особенно молодежь) на постоянное место жительства посредством экономических и социальных стимулов. Привлечение молодежи будет способствовать не только обеспечению регионов трудовыми ресурсами, но и ускорению темпов естественного прироста. Необходимо также направлять бюджетные средства на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства в данных регионах. Замедление оттока населения из регионов Арктической зоны может быть достигнуто за счет поддержания более высоких, чем в других регионах, доходов населения и благоприятных социально­ экономических условий. Ввиду особо дискомфортных условий проживания и трудовой деятельности (экстремальность окружающей среды, полярная ночь, низкие температуры и т.д.) повышение цены труда является оправданной в арктических регионах [26]. Тем не менее, начиная с 2000 г. имеет место тенденция сближения средней заработной платы по арктическим регионам со средней по Российской Федерации, что говорит о снижении эффективности существующей на данный момент системы районного регулирования оплаты труда [27]. Для привлечения в Арктическую зону Российской Федерации молодежи необходимо активно содействовать ее трудоустройству. В качестве мер содействия занятости можно выделить следующие: внедрение гибких форм занятости для обучающейся молодежи, целевое обучение, развитие системы профессиональной ориентации, взаимодействие с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, популяризация актуальных специальностей, востребованных местными рынками труда, мониторинг востребованных специалистов на рынке труда монопрофильных образований, обеспечение трудоустройства выпускников согласно полученным специальностям [28]. Особенное внимание государству следует уделить инвестициям в развитие образовательных учреждений, учебные программы которых сопряжены с потребностями Арктической зоны Российской Федерации. Это позволит, с одной стороны, привлечь на Север молодежь, которой данное образование гарантирует востребованность в нефтяных и газовых проектах, и, с другой стороны, создать кадровое обеспечение для реализации арктических проектов. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz