Север и рынок. 2016, N 2.

Необходимо отметить, что буквально каждое научное исследование по экономической тематике, затрагивающее комплекс составляющих регионального развития, особенно применительно к столь проблематично сложному объекту - Северу и Арктике, - определяет междисциплинарные обобщения [1-6]. Именно поэтому сразу стоит оговориться, что буквально каждое НИР Института, включая и темы плановых НИР (то, что сейчас называют госзаданиеми) и внеплановые работы, можно представить как междисциплинарные. Действительно, в конкретных НИР используются методы и подходы теории управления, социологии, институциональной экономики, модной инноватики и т.д. [7, 8, 9, 12, 15, 19, 20]. Учитывая значительное количество таких работ, в настоящей статье будут приведены только те исследования, которые одновременно соответствуют следующим условиям: 1) ограничены временным периодом с 2010 г.; 2) получены сотрудниками Института на конкурсной основе (т. е. это гранты РФФИ, Президента России, РГНФ и Министерства экономического развития по федеральным целевым программам); 3) руководители проектов являются сотрудниками Института; 4) финансирование проектов проходит только через Институт, т. е., именно институт является грантодержателем; 5) все гранты - отечественные, поскольку в действительно многочисленных и чрезвычайно значимых зарубежных исследованиях Института в настоящем сборнике приведена интереснейшая информация заместителем директора ИЭП КНЦ РАН по международному сотрудничеству Л. А. Рябовой. Но даже в рамках этих ограничений количество грантовских исследований Института с 2010 г. составило 32. Все они очень разные, и мера оснований междисциплинарности тоже разная. Следовательно, возникает задача классификации. Рассмотрение классификаций междисциплинарных исследований показало, что они мало применимы к задаче классификации реальной группы региональных исследований. Поэтому предложена авторская классификация. Предлагается разделить грантовские исследования Института на три группы, на которые в принципе могут быть разделены все исследования, претендующие на междисциплинарность. Критерий разделения - это методологические основания. Первая, наиболее многочисленная группа включает 24 гранта. 1. Грант РГНФ № 12-12-51002а/С "Экономика и социальная сфера Мурманской области: потери и достижения советского и постсоветского периода (на основе статистических оценок)" (2012-2013) (рук. Т.П. Скуфьина); 2. Грант РГНФ №10-02-43207а/С. «Конкурентоспособность и конкурентные преимущества минерально-сырьевого комплекса Мурманской области: современное состояние и перспективы роста» (2010) (рук. Е.А. Каменев). 3. Грант РГНФ №10-02-43206а/С. «Развитие рынка земли в регионах Европейского Севера России»(2010) (рук. Г.Н. Харитонова). 4. Грант РГНФ №09-02-43207а/С. «Разработка теоретических и методических подходов к оценке эколого­ экономической эффективности основных направлений экологизации горнопромышленного комплекса Мурманской области» (2010) (рук. Ф.Д. Ларичкин). 5. Грант РГНФ №09-02-43203а/С. «Методология экспертного анализа и прогнозирования эффективности регионального научно­ технического и инновационного комплекса (на примере Мурманской области)» (2010) (рук. В.А. Цукерман). 6. Грант РГНФ №10-02-14005г. «III Всероссийская морская научно­ практическая конференция «Стратегия развития России и национальная морская политика в Арктике» (2010) (рук. В.С. Селин). 7. Грант РГНФ № 15-12-51007/15 «Оценка новых тенденций в области государственного регулирования корпоративного сектора в контексте создания групп консолидированных налогоплательщиков и их влияние на социально-экономическое развитие регионов Арктики» (2015-2016) (рук. Г.П.Почивалова). 8. Грант РГНФ №11-12-51006а/С. «Исследование социального восприятия экономических и политических процессов как фактора институциональной эффективности социальной организации и управления в северном регионе» (рук. Д.Л. Кондратович) (2011-2012). 9. Грант РФФИ № 13-06-06091 «Научный проект организации всероссийской научно-практической конференции «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы» (2013) (рук. Т.П. Скуфьина). 10. Грант РГНФ № 13-12-51012 а/С, «Проблемы и перспективы развития муниципальных образований и местного самоуправления на Российском Севере» (2012-2013) (рук. В.В. Дядик). 11. Грант РГНФ №11-02-18009е. «Мониторинг экономического положения и социального самочувствия жителей монопрофильных городов Крайнего Севера» (2011) (рук. И.А. Гущина). 12. Грант РГНФ 12-02-18011е «Социологический мониторинг потребительского поведения как фактора развития региональной экономики» (2012- 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz