Север и рынок. 2016, N 2.

Ненецкий автономные округа, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область. В результате площадь сухопутных территорий АЗРФ составляет приблизительно 3.7 млн км2, на ней проживает около 7.2 млн чел., что составляет примерно 5 % населения страны [12]. Стратегический интерес страны в развитии АЗРФ можно разделить на два блока - экономический и геополитический. С экономической точки зрения Российская Арктика - это минерально-сырьевая база. Здесь добывается, %: около 90 никеля и кобальта, 60 меди, 96 платиноидов, 100 барита и апатитового концентрата [13]. Арктические запасы нефти и газа по данным международной аудиторской компании «Эрнст энд Янг» [14], в мировых запасах (совокупные оценочные запасы) в 2013 г. составили, %: нефти - 13; природного газа- 30. Извлекаемые ресурсы нефти и газа континентального шельфа АЗРФ [15] (млрд т усл. топлива) - 83, в том числе: нефти - 13; газа - 70 [16]. Всего в 2014 г. в Российской Федерации было добыто 525 млн т нефти и 668 млрд м3 природного газа, из которых на арктические месторождения приходится около 10% нефти и более 90% газа [17]. На территории Российской Арктики расположены крупнейшие нефтегазовые провинции: Западно-Сибирская, Тимано-Печерская и Восточно-Сибирская. Российскими компаниями планируется реализация пяти крупномасштабных проектов по производству сжиженного природного газа на арктических и приарктических территориях: «Ямал СПГ», «Печора СПГ», «Владивосток СПГ», «Балтийский СПГ», «Сахалин СПГ» [18]. Стратегическим интересом Российской Федерации в Арктической зоне является также возрождение и развитие Северного морского пути, что отражено в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Северный морской путь - главная национальная арктическая магистраль, соединяющая транспортные подсистемы Европейского, Сибирского и Дальневосточного Севера [19]. Развитие арктической транспортной системы предполагает развитие как самого Северного морского пути, так и тяготеющих к нему меридиональных речных и железнодорожных транспортных путей, развитие морского и смежных видов транспорта, авиационного и навигационно­ гидрографического, а также гидрометеорологического обеспечения судоходства и других видов деятельности, развитие береговых объектов. В результате ожидается диверсификация основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки, реструктуризация и рост объемов перевозок по Северному морскому пути [20]. С геополитической точки зрения Арктическая зона имеет важное стратегическое значение - государственная граница Россиина протяжении примерно 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану, в арктических регионах базируются силы Северного морского флота, сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности [21]. Растущий интерес государства к Арктике ставит серьезные вопросы: достаточно ли трудовых ресурсов для обеспечения столь масштабного стратегического направления развития икакие созданы и социальные и экономические условия для прироста квалифицированных трудовых ресурсов. В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» отмечаются отрицательные демографические процессы, отток трудовых ресурсов, а также отсутствие эффективной системы подготовки кадров, дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов в территориальном и профессиональном отношении. Таким образом, существует возможность, что регионы АЗРФ не смогут обеспечить себя необходимыми трудовыми ресурсами, о чем свидетельствуют рассмотренные выше демографические процессы и результаты прогнозной оценкиизменения численности рабочей силы и количества потенциальных рабочих мест (рис.10-18). Результаты свидетельствуют о том, что уже в ближайшем будущем данные регионы будут испытывать дефицит трудовых ресурсов * Расчеты автора по данным статистики и служб занятости (РОССТАТ). 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz