Север и рынок. 2016, N 2.
электроэнергии Камчатской области, то северное удорожание только за счет транспортного фактора при выработке электроэнергии на Севере Дальнего Востока будет определяться 30%. В себестоимости добычи газа (АО "Надымгазпром", АО "Ямбурггаздобыча"), нефти (АО "Ноябрьскнефтегаз") и производства цветных металлов (АО "Норильский комбинат") транспортные расходы составляют 5-10 %. Удельные затраты на перевозкугрузов в Ямало-Ненецкий АО и на Таймыр выше, чем и среднем по России, соответственно в 2 и 6 раз. Поэтому в структуре затрат на добычу углеводородов на Севере Западной Сибири и производство цветных металлов в Норильском промышленном районе северное удорожание перевозок грузов будет изменяться в интервале 3-5 %. Анализ транспортной составляющей северного удорожания производства продукции в высокоширотных районах России свидетельствует о ее изменении в широком диапазоне. В отраслевом разрезе северное удорожание производства (добычи) продукции за счет транспортного фактора изменяется от 3% (добыча природного газа, производство цветных металлов) до 30% (производство электроэнергии, пиломатериалов). В территориальном разрезе северное удорожание в транспортных затратах изменяется от 50% (Крайний Север Западной Сибири, добыча газа и нефти) до 90% и более процентов (Крайний Север Дальнего Востока - Республика Саха (Якутия), Чукотский АО, Камчатская область, производство электроэнергии). Коэффициенты удорожания перевозок грузов на Севере Российской Федерации по сравнению со среднероссийскими транспортными издержками составляют на Севере Дальнего Востока, Севере Восточной Сибири, Севере Западной Сибири и европейской части России соответственно 10-15 раз, 5-10 и 2-5 раз. Транспортная составляющая себестоимости производства в зависимости от отраслевой структуры производства и условий доставки грузов изменяется от 5-10 % (добывающие отрасли промышленности) до 15-20 % и выше (лесная отрасль, производство электроэнергии, строительных материалов, СМР) [1]. В территориальном разрезе меньше транспортная составляющая в себестоимости производства на Европейском Севере и на Севере Западной Сибири (10%). Больше удельный вес - на Севере Восточной Сибири и Севере Дальнего Востока (10%). В среднем по Северу ее можно принять равной 10%. Доля северного удорожания транспортной работы в производственных затратах в среднем по Северу составляет 8%, на Крайнем Севере Дальнего Востока она составляет 13 из 15 % - средней доли транспортных расходов в затратах на производство продукции в этом регионе [7]. Фактор удорожания строительно-монтажных работ (повышенных амортизационных отчислений). Удорожание строительно-монтажных работ (увеличение амортизационных отчислений) на Севере России может быть определено на основе отраслевых коэффициентов изменения сметной стоимости СМР по районам Российской Федерации, установленных для районов (зон) промышленно гражданского и сельского строительства укрупненных показателей затрат и нормативов по комплексной застройке жилых микрорайонов, их инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению, нормативов удельных капитальных вложений на новое строительство, расширение и реконструкцию объектов по отраслям промышленности и другим нормативам. Разное проявление удорожающих факторов СМР по территории и отраслям экономики Севера вызывает большой разброс коэффициентов удорожания СМР как в отраслевом разрезе, так и по районам Севера. Усредненные коэффициенты удорожания стоимости СМР по зонам Севера по сравнению с базовой стоимостью в Центральном районе изменяются в диапазоне 1.7-4.0 раза, а надбавки, характерные только для Севера, составляют около половины (надбавки, связанные с утеплением жилья, заработной платой, сложностью работы в условиях многолетней мерзлоты и др.). Соответственно удорожанию СМР на Севере России увеличиваются издержки на производство продукции, определяемые амортизацией основных производственных фондов в этом регионе. Доля амортизационных отчислений на Севере России принимается равной 15% как среднее амортизационных отчислений в нефтяной, газовой, лесной и рыбной отраслях промышленности и на АО "Норильский комбинат". Если среднее по Северу удорожание производства в части увеличения амортизационных отчислений определить в 2.7 раза, то в структуре производственных затрат доля амортизационных отчислений, соответствующих удорожанию СМР за счет характерных только для Севера факторов будет исчисляться в 9.5%. Другие виды затрат. Оставшиеся 35-45 % себестоимости производства продукции (услуг) на Севере России - это затраты на сырье, топливо, электрическую энергию, на хранение сырья, топлива и продукции предприятий на складах, содержание социальной инфраструктуры и т. д. Ряд видов и объемов этих затрат на Севере практически не отличается oт среднероссийских показателей, по другим они так же, как и рассмотренные выше, превышают средний уровень по России. В частности, практически, все виды 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz