Север и рынок. 2016, N 2.

Проведенные на основе анализа статистических данных о среднемесячной заработной плате по регионам Российской Федерации расчеты показали, что заработная плата на Севере страны превышает аналогичный покупатель по России в целом в 2.0 раза. При этом надо отметить увеличение различий с продолжительностью экономических реформ в стране. Это, безусловно, усредненный показатель. Север внутри себя неоднороден. Коэффициенты повышения заработной платы для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, определяются соответственно в 2.8 и 1.6 раза (рис.1). В структуре затрат заработная плата вместе со страховыми взносами в пенсионный фонд, фонд социальною страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости населения составляет в среднем по Северу 30%, в том числе доля северного удорожания заработной платы и страховых взносов - 15%. Последняя определяется умножением доли северной надбавки в зарплате северян и страховых взносов на долю зарплаты и страховых взносов в себестоимости производства на Севере России, т.е. (1.0:2.0) 30% [5]. Для районов Крайнего Севера (Арктики) и местностей, приравненных к ним доля северного удорожания производства в связи с более высокими и этом регионе заработной платой и страховых взносов составит соответственно 19.3 и 11.4%. Доля расходов, соответствующих северным удорожаниям в оплате труда в общих затратах на оплату труда на арктических островах и Крайнем Северо-Востоке страны доходит почти до 70%. Удельный вес заработной платы и страховых взносов в структуре производственных затрат в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях снижается в направлении с запада на восток. Фактор повышенных транспортных расходов. Северное удорожание транспортных расходов (по сравнению со средней величиной по стране) в основном зависит от дальности завоза грузов. Удорожание себестоимости производства продукции на Севере России за счет повышенных транспортных расходов определялось последовательно. Сначала рассчитывалась доля северного удорожания транспортной работы в транспортных затратах, затем - удельный вес этого удорожания в себестоимости производства продукции. Удельный вес северного удорожания в транспортных затратах устанавливался на основе сопоставления затрат на перевозку 1 т груза в среднем по стране с аналогичными удельными затратами на перевозку грузов на территорию Северною региона (Севера европейской части страны, Севера Западной Сибири, Севера Восточной Сибири и Севера Дальнего Востока). Расчеты транспортной составляющей северного удорожания производства продукции производились на примере строительно-монтажных работ (CMP), производства цветных материалов, пиломатериалов, электроэнергии, добычи газа и нефти в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В себестоимости СМР Севера Восточной Сибири (Таймырский м. о.) и Севера Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия), Чукотский АО) доля транспортных расходов изменяется в диапазоне 11-18 %. Средние затраты на перевозку 1 т строительных грузов в 6 раз (Таймырский м. о.) и 16 раз (Чукотский ДО) больше соответствующих средних показателей по стране. Северное удорожание транспортных издержек в себестоимости СМР Севера Восточной Сибири и Севера Дальнего Востока составило соответственно 9.1 % и 16.5 %. Это свидетельствует о том, что транспортные расходы в себестоимости СМР Северо-Востока России формируются на 90 % за счет северного удорожания перевозок [7]. В себестоимости производства пиломатериалов на Севере Восточной Сибири (Игарский ЛПК) транспортные расходы составляют 40%. Средние затраты на перевозку грузов на Игарском ЛПК в 6 раз больше среднего показателя перевозки грузов по стране. Поэтому в структуре себестоимости производства пиломатериалов на Крайнем Севере Восточной Сибири дополнительное (северное) удорожание транспортировки грузов составит 34% (из 40% транспортных издержек в себестоимости производства). Оставшиеся 6% в структуре затрат на производство пиломатериалов на Игарском ЛПК соответствуют средним по стране затратам на перевозку сырья, топлива и т.п. на предприятия по производству пиломатериалов в России. Если при расчетах северного удорожания перевозки грузов на предприятия по производству пиломатериалов брать не среднее расстояние перевозки грузов по России, а рассматривать только грузы, поступающие в России на предприятия по производству пиломатериалов, что правильнее, то северное удорожание по перевозке грузов на Игарский ЛПК будет определяться 27%[1]. В себестоимости производства электроэнергии, вырабатываемой на ТЭЦ ОАО "Камчатскэнерго", транспортные расходы составляют свыше 35%, что наряду с высокой ценой натопливо предопределило один из самых высоких в мире тарифов наэлектроэнергию. Если принять, что среднее расстояние перевозок грузов на предприятия энергетики, расположенные за пределами Севера, в 15 раз меньше расстояния перевозок грузов на предприятия по производству 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz