Север и рынок. 2016, N 2.
на широте 60° в европейской части России, опускаясь в Западной Сибири до 57-58 в Восточной Сибири -до 48-53° и на Дальнем Востоке -45-46° с.ш. Низкие температуры воздуха, достигающие среднемесячных значений в январе до -40°С, короткое летнее время года с температурой самого теплого месяца (июля-августа), не превышающей набольшей части территории Севера 12°С, обусловленная температурным режимом многолетняя мерзлота и заболоченность Арктической зоны и Севера Западной Сибири, недостаточная ультрафиолетовая радиация, пониженное содержание кислорода в воздухе, низкая плотность населения, значительная удаленность региона от освоенных территории России и т.д. вызывают наСевере повышенные затраты на производство продукции (уолуг) и жизнеобеспечения населения. [1, 2]. В советское время в условиях общественной собственности на средства производства, свободного перераспределения ресурсов внутри страны, значительной ее изоляции от мирового рынка происходило ускоренное развитие и населения северных территорий Российской Федерации. В настоящее время Север играет ключевую роль в экономике России, как в никакой другой стране, имеющей северные территории. Среди других северных стран Российский Север выделяется также и повышенной плотностью населения. Однако с переходом страны нарыночные отношения в экономике, с приватизацией производства, развитием частной собственности и мирохозяйственных связей северные территории, за исключением трех-четырех субъектов Федерации, стали заметно отставать в развитии от остальной территории России. В условиях слабого учета государством северной специфики многие виды продукции, произведенные в этом регионе, стали неконкурентоспособными. Некоторые территории этого региона за годы экономических реформ потеряли свыше половины населения, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов. Так, например, если до экономического кризиса обеспеченность населения Севера врачами составляла от российского уровня 93.5 %, то в начале 2000 гг.этот уровень составил уже около 80%. Государственная поддержка Севера отражается в многочисленных указах Президента и постановлениях Правительства РФ, где решаются в основном оперативные вопросы социально экономического развития региона (завоза продукции, переселения и т.п.). По ряду направлений государственной поддержки нормативные правовые акты часто меняются, затрудняя проведение соответствующих хозяйственных мероприятий. В целом государственная поддержка Севера все еще не приняла широких масштабов. Правительство РФ очень неохотно идет на компенсацию удорожающих факторов развития в этом регионе. Финансовая поддержка Севера в общем итоге никогда не превышала 20% северного удорожания производства. В концепции государственной поддержки экономического и социальною развития районов Севера, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г., государственная поддержка вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели. Правительству в условиях рынка, при развитии многих форм собственности все труднее становится оказывать помощь Северу. Чтобы повысить действенность, социальную справедливость государственной поддержки, она должна быть адресной, дифференцированной по территории. При прочих равных условиях территории с худшими условиями воспроизводства должны получать от государства большую помощь, в первую очередь на развитие социальной сферы. Вышесказанное со всей убедительностью свидетельствует о большой практической значимости определения территориальных различий в условиях воспроизводства, районирования Севера по удорожанию производства продукции (услуг) и условиям жизни населения. Правительство и Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации уже много раз обращали внимание на важность учета "особенностей отдельных территорий", исследований по районированию Севера России. Определенных успехов в этом направлении достигли Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН с сотрудниками ИГРАН и НИИтруда, которые провели научное исследование территориальных различий в условиях жизни населения Севера России. Была обоснована южная граница Севера и проведено его районирование (зонирование) по дискомфортности условий проживания населения. [3]. К социально-экономическим факторам дискомфортности следует отнести удорожание стоимости жизни и уровень развития социальной инфраструктуры. Огромные размеры и географическое положение России, территория которой вмещает в себя почти все широтные зоны и заселенные человеком высотные пояса, обусловили разнообразие природных и социально-экономических условий, что определяет различия в воспроизводстве рабочей силы по регионам и соответственно той его части, которая связана со стоимостным выражением объема жизненных средств, обеспечивающих нормальное индивидуальное воспроизводство. В объеме жизненных средств по районам 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz