Север и рынок. 2016, N 2.

по сравнению с прошлым годом, что объясняется, восновном, значительным пересмотром МВФ оценок паритета покупательной способности валют, который привел к40 %-му увеличению ВВП России в оценках по ППС" [6]. Современное состояние российской экономики имеет достаточно противоречивый характер. С одной стороны, Россия - мощная мировая держава, которая располагает значительными природными и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (в основном топливно-сырьевой направленности), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 1990-х гг. обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве. Будучи среднеразвитой страной, по ряду параметров она занимает промежуточную позицию в мировой экономике между развитыми и развивающимися странами [7]. В условиях глобализации и интеграционных процессов экономики регионы, также как и государства, становятся полноценными субъектами не только межрегиональных, но и международных экономических отношений. Они находятся в состоянии жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта и капитал и т.д. В рамках такой экономической политики большое значение имеет расположение регионов, уровень внешнеэкономических связей, наличие в регионе ресурсов для развития. Выгодное геополитическое положение территорий является основой для развития внешнеэкономических отношений, что позволяет компенсировать их удаленность от основных экономических центров страны и дает потенциал для экономического роста. Особое положение в данном контексте приобретают приграничные регионы, которые, с одной стороны, могут быть представлены как потенциальные «точки роста», имеющие перспективы и условия для развития благодаря возможностям трансграничного сотрудничества, а, с другой стороны, эти территории обладают рядом проблем, связанных с высокой затратоемкостью производства и низкой рентабельностью предприятий из-за их территориальной удаленности от экономически развитых регионов. Исследование развития приграничных территорий разных государств позволит оценить влияние ряда экономических процессов и факторов, таких как процессы интеграции и глобализации, факторы политического геополитического свойства и многие другие. Приграничные территории Северо-Западного федерального округа и Финляндии рассматриваются в данной статье в качестве объектов исследования. Финляндия граничит с тремя областями Российской Федерации: • провинция Лапландия (Lappi - Lappland - Lapland) граничит с Мурманской областью; • провинции Похьойс-Похьянмаа (Pohjois-Pohjanmaa - Norra Osterbotten - NorthOstrobothnia), Кайнуу (Kainuu - Kajanaland), Похьойс-Карьяла (Pohjois-Karjala - NorraKarelen - NorthKarelia), Этеля Карьяла (Etela-Karjala - SodraKarelen - SouthKarelia) граничат с Карелией; • провинции Итя-Уусимаа (Uusimaa - Nyland) и Кюменлааксо (Kymenlaakso - Kymmenedalen) граничат с Ленинградской областью. Исследование качественных и количественных показателей развития исследуемых государств определяется ресурсным потенциалом и прежде всего, зависит от динамики общей численности населения (табл.2). Таблица 2 Сравнительный анализ приграничных регионов России и Финляндии по численности населения (15, 16) Финляндия Россия РегионыФинляндии население на 31.12.2013 население на 31.12.2013 численность населения регионыРоссии Uusimaa - Nyland 1585473 1766318 1764000 Ленинградская обл. Kymenlaakso - Kymmenedalen 180845 Etela-Karjala - SodraKarelen- SouthKarelia 132252 780959 634000 Республика Карелия Pohjois-Karjala - NorraKarelen - NorthKarelia 165445 Kainuu - Kajanaland 79975 Pohjois-Pohjanmaa - Norra Osterbotten-North Ostrobothnia 403287 Lappi - Lappland - Lapland 182514 182844 771000 Мурманская обл. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz