Север и рынок. 2016, N 2.

4. Группировка сельских территорий субъектов СЗФО по уровню финансовой (бюджетной) самостоятельности. В ходе анализа данных об исполнении местных бюджетов, представленных в Базе данных показателей муниципальных образований [19], установлено, что ни одна рассматриваемая территория не может считаться достаточно финансово самостоятельной, так как все они имеют долю налоговых и неналоговых доходов в структуре местного бюджета менее 50%. Относительно финансово самостоятельными можно назвать 36 территорий (27.1% от общего числа) с долей дотации в структуре доходов местного бюджета менее 5%, или 9 территорий (6.8%) с долей собственных доходов (все доходы бюджета за исключением субвенций) более 75%. Для решения основных накопившихся проблем сельских территорий необходима реализация политики их устойчивого развития. Политика сельского развития в Европейском Союзе за период ее существования претерпела значительные изменения: от ориентированной на сельское хозяйство и обеспечения продуктами питания в 1950-х гг. к развитию сельских территорий, производству полезной продукции и сохранению сельского культурно-исторического природного наследия в 2000­ 2010-е гг. Она включает в себя 4 основных направления: 1) повышение конкурентоспособности аграрного сектора и сектора лесного хозяйства за счёт поддержки их перестройки, развития и обновления; 2) сохранение окружающей среды и сельских территорий (поддержка с помощью мер территориального управления); 3) продвижение диверсификации сельской экономики и улучшение качества жизни в сельских районах; 4) улучшение управления сельскими территориями и использование их внутренних ресурсов [8]. Главная цель развития сельских территорий в России должна заключаться в создании условий для достижения благополучия населения путем формирования саморазвивающейся социо-эколого- экономической территориальной системы, в сохранении и приумножении их культурного наследия; в обеспечении воспроизводства и долговременного использования природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремесел, промыслов, туризма и других сфер хозяйственной деятельности [13]. Основными направлениями развития сельских территорий России и СЗФО являются: 1) поддержка и стимулирование развития сельскохозяйственного производства и иных видом экономической деятельности в рамках специальных государственных и муниципальных программ; 2) развитие инфраструктуры сельских территорий и закрепление кадров на селе (устойчивое развитие сельских территорий); 3) более активное вовлечение населения в процессы управления на местном уровне путём развития территориального общественного самоуправления, поддержки местных инициатив. В развитии сельских территорий значительную роль играет местное самоуправление, которое представляет собой самостоятельное и под свою ответственность решение населением или посредством избираемых ими органов МСУ (глава муниципального образования, представительный орган, а также формируемые ими местная администрация, контрольный орган) вопросов местного значения. Эффективная организация процесса управления позволяет вовлекать местные ресурсы в экономический оборот, обеспечивать необходимые стандарты и условия жизнедеятельности населения, создавать условия для саморазвития и самореализации личности. Вместе с тем, в развитии сельских территорий, решении местных проблем особую роль играют различные формы самоорганизации населения и совместного участия в управлении территорией, такие как территориальное общественное самоуправление, самообложение граждан, местные инициативы и т.д. Таким образом, результаты выполненного исследования позволят в дальнейшем более подробно исследовать особенности и тенденции экономической и социальной трансформации сельских территорий СЗФО в разрезе различных типов территорий, разработать механизмы решения ключевых проблем их развития с учётом особенностей субъектов СЗФО, разработать инструменты повышения эффективности управления их развитием,. определить роль сельских территорий в развитии зоны Севера и Арктики России, в обеспечении национальной безопасности страны. Литература 1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL : www.gks.ru. 2. Ворошилов Н.В. Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований Вологодской области / Н.В. Ворошилов, Е.С. Губанова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 54-69. 3. Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz