Север и рынок. 2016, N 2.

micro-zoning, economic specialization, remoteness from major cities, financial (budgetary) autonomy. It is revealed that most of them belong to areas of dispersed development, nearby periphery of the 3rd order or far periphery, are mainly specialized in agriculture, and characterized by weak financial autonomy. These results will make it possible to further address in more detail the characteristics and trends of socio­ economic development of rural territories of the Northwestern Federal district in the context of various types, to develop scientifically grounded proposals for adjustment of the regional policy in regard to rural territories development. Keywords: rural territories, municipalities, socio-economic development, typology, North-Western Federal district, the North and the Arctic. Для России, самого крупного государства в мире, характерны значительные различия в природно-климатических, национально-культурных, демографических, инфраструктурных, производственных параметрах её различных территориальных образований. В 1990-е годы в России при переходе к рыночной экономике произошли значительные трансформации в общественно-политической, экономической, социальной сферах, снизилась роль государства в регулировании процессов территориального развития. Эти изменения сопровождались нарастанием множества проблем, среди которых и ослабление роли страны в мире, утрата многих производственно-экономических связей, значительное падение объёмов производства, вымирание населения и целых населённых пунктов, падение уровня и качества жизни населения, снижение инвестиционной активности, разрушение инфраструктуры, нарастание социальной напряжённости в обществе и др. Ряд из этих проблем полностью не решены и до сих пор. Различия в ресурсах, возможностях и условиях развития приводят к существенным разрывам по основным социально-экономическим параметрам стран, регионов (субъектов РФ) и муниципальных образований (территориальной социально-экономической дифференциации). Так, по итогам 2013 г., по данным Росстата [1], соотношение между максимальным и минимальным значениями показателя валового регионального продукта на душу населения среди субъектов РФ составило 45 раз, инвестиций в основной капитал - 55, расходов консолидированного бюджета - 18, уровня зарегистрированной безработицы - 66, ввода в действие жилых домов - 160, инновационной активности организаций - 11, общего коэффициента смертности - 5 раз. Ещё большие территориальные различия наблюдаются на внутрирегиональном уровне (между муниципальными образованиями). Например, в Вологодской области разрыв между 26 муниципальными районами по показателю среднедушевого объёма увеличился в промышленном производстве с 30 раз в 1991 г. до 733 раз в 2013 г., в сельскохозяйственном - с 10 до 19 раз, инвестиций - с 2.5 до 160 раз [2]. Усиление неравномерности развития приводит к увеличению количества проблемных территорий, для которых необходимы специальные меры государственной поддержки. Важную роль в обеспечении национальной безопасности России играет зона Севера и Арктики, в которой сконцентрированы основные минерально-сырьевые полезные ископаемые, по- прежнему являющиеся основой экспорта страны, формирования валового внутреннего продукта и поступлений в бюджетную систему России. При этом эти территории характеризуются суровыми и неблагоприятными для проживания природными условиями, слабой освоенностью и связностью пространства, невысоким уровнем развития производственной и иной инфраструктур. С середины 2000-х гг. на самом высоком уровне в России уделяется внимание вопросам обеспечения комплексного развития Арктической зоны РФ: утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969), «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ 8.02.2013 г.), принята государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366). Так, в указанной Стратегии отмечается, что устойчивое социально­ экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации осуществляется на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем, а также создания экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности. Ключевыми механизмами реализации Программы развития Арктической зоны РФ являются: каркасно-кластерный подход, формирование опорных зон развития, селективная государственная 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz