Север и рынок. 2016, N 2.

Индекс социально-экономического развития Таблица 7 Регион 2013 год 2014 год Состояние значение место значение место Российская Федерация 2.49 1 2.57 1 Среднее Мурманская область 2.32 2.52 Архангельская область 1.89 2 1.33 2 Ниже среднего Ямало-Ненецкий АО 1.23 3 1.03 3 Низкое Республика Саха (Якутия) 0.92 4 1.00 4 Чукотский АО 0.54 5 0.53 5 Архангельская область, Ямало-Ненецкий АО и Чукотский АО снизили показатель социально­ экономического развития, при этом максимальное снижение продемонстрировала Архангельская область. Мурманская область и Республика Саха улучшили свои показатели социально­ экономического развития. Следует отметить, что только Мурманская область превышает среднероссийские значения и может характеризоваться удовлетворительным уровнем социально­ экономического развития. Архангельскую область можно отнести к группе с уровнем социально­ экономического развития ниже среднего, остальные регионы - низким развитием. Уровень сбалансированности научно-технической и инновационной деятельности региона можно оценить по отношению рангов территории по научно-техническому и инновационному индексу. Преобладание инновационной составляющей наблюдается в Ямало-Ненецком АО. Преобладание развития научной сферы над инновационной характерно для Архангельской области и Чукотского АО. В целом, можно констатировать, что состояние инновационного климата регионов АЗРФ оценивается как низкое. Требуется принятие комплекса мер для активизации инновационной деятельности, осуществляемых на федеральном и региональном уровнях, предложенных в работах [27-31], в том числе. 1. Совершенствование нормативно-правовой базы. Существенным фактором, сдерживающим активизацию инновационных процессов в регионах АЗРФ, является отсутствие федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности». Полагаем, что в Законе следует предусмотреть: • прозрачные и стабильные правила осуществления экономической деятельности, стимулирующей развитие предпринимательской инициативы в инновационной сфере; • роль человеческого фактора, в том числе меры по стимулированию научно-технических работников и предпринимателей-инноваторов по созданию инновационной продукции и технологий; • привлечение капитальных вложений и инвестиций на финансирование инновационных научных исследований и разработок, содействие их внедрению; • стимулирование и содействие активизации инновационной деятельности организаций и предприятий; • повышение уровня инновационной культуры. В последние годы появился целый ряд законодательных актов, актов Правительства Российской Федерации, концепций, стратегий, доктрин, государственных программ и других документов, посвященных инновационному и социально-экономическому развитию АЗРФ. Однако до сих пор отсутствует федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации». Для подготовки такого законопроекта имеются все возможности и информационное обеспечение. Проект такого закона рассматривается на протяжении нескольких лет. Авторами, в частности, предлагается законодательно закрепить организационно-правовой механизм реализации основных целей и направлений государственной политики в АЗРФ с учетом ее специфических особенностей и значения для национальных интересов Российской Федерации. Кроме того, должен быть закреплен принцип инновационного развития добычи и переработки природного сырья с минимизацией экологического ущерба. Необходимо законодательно установить стандарт условий трудовой деятельности в Арктике и комплекс мер по защите коренных малочисленных народов. Требуется внести поправки к Закону «Об образовании в Российской Федерации». В государственных образовательных учреждениях, функционирующих в северных и арктических зонах РФ, следует законодательно закрепить: 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz