Север и рынок. 2016, N 2.

Финансовая поддержка может предоставляться на перспективу нескольких лет, поэтому, во-первых, она должна поступать только к тем предприятиям, которые с точки зрения региона могут использовать ее наиболее эффективно. Во-вторых, для этого требуется учет фактора времени. В результате критерий, в соответствии с которым может осуществляться стимулирование инновационной активности промышленных предприятий, будет иметь следующий вид: у п рфпі • у п л н і ^ •„ ( 2 ) у і =1 (1+г)і • у і =1 (1+r)i ^ min, (2) гдеРФП - финансовая помощь региона предприятию в i-м году перспективного периода; AHi - прирост объема налоговых поступлений от предприятия в бюджет региона в i-м году перспективного периода^ - коэффициент дисконтирования. Таким образом, указанный критерий минимизирует срок окупаемости финансовой помощи региона, что обеспечивает сравнимость разных объемов финансовых ресурсов для разных предприятий в условиях их ограниченности. Он может быть использован и для принятия решений о финансовой помощи вновь созданным предприятиям, которые предполагают производить и реализовывать новые инновационные товары. Однако в этом случае возможный прирост налоговых платежей может рассчитываться от итогов будущей деятельности такого предприятия в целом, а не только от вероятного прироста объема добавленной стоимости и (или) изменения ее стоимостной структуры. На федеральном уровне расчет экономического эффекта от повышения инновационной активности промышленных предприятий должен учитывать кроме прироста налоговых платежей, еще возможную пошлину на экспортируемые товары и снижение расходов государства на импорт товаров в случае импортозамещения: Э= (АН + ЭП + АРМ) - А(НДФЛ + СВСФ), (3) где АН- общий объем прироста налоговых платежей предприятия в федеральный бюджет в результате его инновационной деятельности за анализируемый период времени; А(НДФЛ + СВСФ)- возможное снижение объема налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные государственные социальные фонды при сокращении работников предприятия; ЭП - объем экспортной пошлины при реализации инновационного товары на эксппорт;АРИ - экономия федерального бюджета от импортозамещения. В результате критерий приоритетности отбора предприятий для оказания финансовой поддержкиза счет федерального бюджета представляет собой следующее выражение: у п ФФПІ • уп ЛНІ . УІ=1 (1+Г)І у і=1 (1+г)і , где ФФП - финансовая помощь федерального бюджета предприятию в i-м году перспективного периода;^Нг- - прирост объема налоговых поступлений от предприятия в федеральный бюджет в i-м году перспективного периода^ - коэффициент дисконтирования. Для разработки процедуры согласования экономических интересов основных субъектов управления нами предлагается использовать итеративный процесс управления региональным промышленным развитием, включающим структурный анализ уровня инновационности развития предприятий и видов промышленной деятельности, трехстадиальное прогнозирование (исследовательская, нормативная и программная стадии), стратегирование(в том числе позиционирование региональной инновационной системы в отношение возможностей использования имеющегося у региона потенциала инновационного развития), программирование, мониторинг, а также разработанную нами систему динамических имитационных моделей аналитического типа, позволяющих определять изменяющуюся структуру затрат любого объекта управления на любой период прогнозирования и рассчитывать значения взаимосвязанных между собой технико­ технологических, эколого-экономических и финансово-экономических показателей. В таких моделях для выполнения расчетов используются три управляющих параметра: темпы роста выручки от продаж, темпы изменения объема материальных затрат и темпы роста среднемесячной заработной платы, взаимосогласованное изменение которых в определенных интервалах для каждого периода прогнозирования с (1 год, 5 лет) позволяет обеспечивать финансовую устойчивость объекта прогнозирования. При ее использовании для обоснования вариантов инновационного развития и разработки мер по стимулированию увеличения инновационной активности возникает ряд дополнительных вопросов. Во-первых, индикатором уровня технологической инновационности промышленного развития может являться доля добавленной стоимости в стоимости продукции предприятий. Соответственно 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz