Север и рынок. 2016, N 2.

в выручке от продаж промышленной продукции, что повышает размер налоговых поступлений в бюджеты соответствующих уровней в виде налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на прибыль, а также объем страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Если же внедряются продуктовые инновации, и предприятия начинают производить новые инновационные товары, то в этом случае они, как минимум, увеличивают общий объем добавленной стоимости, так как подобные товары начинают формировать свой спрос у покупателей и соответственно увеличивается их объем производства и реализации. При этом в начальный период производства прибыли может и не быть, но в структуре добавленной стоимости может увеличиться доля заработной платы. Таким образом, и при внедрении такого вида технологических инноваций расширяется налогооблагаемая база. В результате инновационная активность промышленных предприятий всегда приводит к увеличению объема добавленной стоимости, а значит ВРП регионов, где расположены такие предприятия, а также к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Однако, если инновационные товары способствуют импортозамещению и (или) начинают экспортироваться в другие страны, то вклад предприятий, их производящих, в ВВП страны еще более увеличивается за счет роста экспорта и (или) чистого экспорта. Все это достоинства инновационной политики промышленных предприятий и органов власти государства, если они такую политику поддерживают. Возможный недостаток, по сути,и, единственный. Так как технологические инновации, как правило, приводят к повышению производительности труда и возможному сокращению численности работающего персонала, то у регионов-субъектов Федерации могут уменьшаться налоговые поступления от взимания НДФЛ и соответственно снижаться объемы страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В такой ситуации регионы должны стимулировать предприятия к повышению занятости персонала за счет создания новых рабочих мест. Однако и сами регионы должны инициироватьсоздание новых производств, а в ряде случаев даже формирование новых отраслей региональной экономики. Таким образом, федеральные органы власти при проведении активной инновационной промышленной политики должны стимулировать внедрение предприятиями технологических инноваций и в тоже время оказывать должную финансовую поддержку регионам-субъектам Федерации. В результате может сформироваться следующая система приоритетов инновационной промышленной политики Федерального центра и регионов и система критериев для отбора промышленных предприятий, которым может быть оказана финансовая поддержка. Естественно, что такая поддержка предназначена только для инновационно активных промышленных предприятий, у которых в ретроспективном периоде времени увеличивался объем добавленной стоимости за счет внедрения технологических инноваций. Для выяснения этого обстоятельства необходимо для каждого предприятия, претендующего на финансовую помощь, рассчитать значения внешнего и внутреннего индексов [17] за 3-5 лет, так как простое увеличение объема добавленной стоимости, если предприятие не начинает производить инновационные товары (и даже прирост доли ДС) еще не означают его инновационную активность, хотя и увеличивают вклад предприятия в общий прирост ВРП региона. Дело в том, что прирост доли ДС может быть вызван увеличением цены на выпускаемую продукцию при колебаниях рыночной конъюнктуры спроса и предложения выше уровня инфляции, поэтому внедрение процессных инноваций должно приводить (при прочих равных условиях) к снижению доли материальных затрат в общих затратах на производство и реализацию продукции. Общий минимальный годовой размер финансовой поддержки инновационно активных промыштенных предприятий со стороны регионов и Федерального центра может быть рассчитан исходя из прироста налоговых платежей по НДС, НДФЛ и налога на прибыль в соответствующие бюджеты регионов-субъектов Федерации и Федеральный бюджет за последний отчетный год. При этом Федеральный центр преимущественно должен оказывать финансовую помощь тем промышленным предприятиям, которые начинают производить новые товары и их экспортировать либо обеспечивают таким образом импортозамещение. Как правило, такие предприятия являются крупными и стратегически важными для государства. Так как объем финансовой поддержки всегда ограничен, то для формирования рейтинга (очередности) предприятий, в ней нуждающихся, сначала нужно определить экономический эффект от повышения уровня их инновационной активности. На региональном уровне для этого может быть использовано следующее выражение: Э= АН - Д(НДФЛ + СВСФ), (1) где А Н - общий объем прироста налоговых платежей предприятия в бюджет региона в результате его инновационной деятельности за анализируемый период времени;Д(НДФЛ + СВСФ)- возможное снижение объема налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные государственные социальные фонды региона при сокращении работников предприятия. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz