Север и рынок. 2016, N 2.

is assumed to use the dynamic simulation model of development of industrial enterprises, which includes analytical relationship between the specified target increase in the proportion of value added in the value of industrial production and the fixed capital necessary to achieve this goal. The possibility of revealing such a dependence is demonstrated on the basis of analysis of the dynamics of the main technical and economic indicators of the leading industrial enterprises of the Murmansk region JSC “Kola mining and metallurgical company”, JSC “Kovdor mining and processing plant”, JSC “Olkon” and JSC “Apatit” for 2009-2014. It is shown that the use of such a model for development of medium-term development forecasts of enterprises, achievable rates of productivity growth and growth rates of average wages as well as major taxes, whichwill be receivedby budgets of all three levels of the budget systemof Russia canbe calculated. Keywords: industrial enterprise, innovative activities, system o f incentives, selection criteria, coordination o f economic interests, a dynamic simulation model, analytical relationship, investment, productivity. Основная часть минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов России сосредоточена на Севере России и в Арктике, то есть в регионах с экстремальными климатическими условиями. Соответственно добыча таких ресурсов, с одной стороны, связана с повышенными капитальными и текущими издержками, а, с другой стороны, с повышенной экологической уязвимостью территорий, где добываются ресурсы. В результате, во-первых, для обеспечения приемлемой доходности промышленной деятельности по добыче и первичной переработке таких ресурсов отдельным предприятиям будет необходима государственная поддержка[1-5]. Во-вторых, должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие арктических регионов- субъектов Федерации прежде всего на инновационной основе[6-9]. В-третьих, промышленная деятельность не должна приводить к существенному загрязнению окружающей природной среды, которое может в условиях Севера привести к возникновению экологических катастроф[10-15]. Решение всех трех вышеуказанных проблем должно быть взаимоувязанным (комплексным). Для этого необходима разработка механизма формирования и реализации промышленной политики, обеспечивающей согласование экономических интересов государства, населения регионов и промышленных предприятий при освоении природных ресурсов Арктической зоны России. Поставленная задача применительно к экстремальным условиям хозяйствования в научном плане никем не ставилась и не решалась, так как ранее промышленная политика в России рассматривалась как механизм регулирования промышленной деятельности применительно к сложившимся условиям хозяйствования в целом в стране без учета их экстремальности и масштаба объектов деятельности. В мировой практике в настоящее время проблема эффективности рационального природопользования напрямую связана с проведением странами эффективной промышленной политики, имеющей «мягкий» характер, который обеспечивает создание благоприятного климата для развития конкурентной среды, но в «жестких» рамках соответствующих экологических ограничений. При этом конкуренция и желание получить дополнительную прибыль заставляют предприятия развиваться инновационно за счет использования новейших технологий и производства новых инновационных товаров. В результате промышленная политика плавно превращается в инновационную политику. Однако, во-первых, в России процесс развития конкуренции длительный и может составлять десятки лет, и, во-вторых, в сфере добычи и первичной переработки минерально­ сырьевых и топливно-энергетических ресурсов сильной конкуренции, возможно, не будет никогда, так как здесь уже сложился рынок несовершенной конкуренции олигополистического типа. Соответственно государство будет вынуждено регулировать свои отношения в будущем и с регионами, и с предприятиями, и возникает задача разработки механизма стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий, прежде всего, в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в регионах Арктики. Для этого, во-первых, нужно сформировать соответствующую систему критериев отбора предприятий, желающих получить финансовую поддержку государства и, во-вторых, необходимо разработать механизм реализации поддержки, по сути представляющий собой порядок согласования приоритетов, целей и задач государственной и корпоративной инновационной политики. При использовании технологических (процессных и продуктовых) инноваций промышленные предприятия увеличивают объем добавленной стоимости. Если внедряются процессные инновации, то у предприятий уменьшается (при прочих равных условиях) доля материальных затрат в общих затратах на производство и реализацию продукции при увеличении в ней доли добавленной стоимости даже если общий объем выпуска продукции не повышается. Это, как показано нами в работе [16], с одной стороны, приводит к увеличению вклада предприятий в валовый региональный продукт (ВРП), а, с другой стороны, к увеличению налога на добавленную стоимость (НДС), поступающего в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. При этом может увеличиться доля зарплаты и (или) доля прибыли в доле добавленной стоимости и соответственно 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz