Север и рынок. 2016, N 2.
цепочки осуществляется крайне медленно и нуждается в государственном регулировании и стимулировании. В этом плане создание особых экономических зон является исключительно актуальной задачей. Экономика промышленности АЗРФ имеет самый большой ресурсный сектор по сравнению с другими полярными территориями. Это означает, что ей присущи самые высокие риски нестабильности, значительные по амплитудам ресурсные циклы подъемов и спадов. В отличие от бизнес-циклов обрабатывающей промышленности экономики умеренной зоны, в ресурсных циклах Арктической зоны нет встроенных механизмов возрождения. Именно поэтому здесь значительная нагрузка приходится на инструменты финансовой политики, которая перераспределяет рентный доход от эксплуатации невозобновляемых природных ресурсов в пользу других секторов или осуществления межрегионального перераспределения бюджетных ресурсов на вышестоящем уровне управления. Это возможно благодаря созданию большой системы, при которой создается финансовая политика в самых удачных формах своего применения, когда часть ресурсных доходов поступает в специальный фонд будущих поколений, способна обеспечить долговременную устойчивостьарктической экономики даже после завершения жизненного цикла эксплуатации природных ресурсов. Другая особенность российской модели арктического промышленного развития - значительное число моноресурсных городов и поселков, созданных в индустриальный период хозяйственного освоения. Пути их реструктуризации индивидуальны, но подчиняются общим закономерностям инновационной модернизации, развития экономики знания. Эту проблему также нужно успешно решить в рамках создания крупной системы, при которой локальные системы являются составной частью единого экономического и правового пространства Арктики, на которой действуют общие законодательные правила, специфические экономические условия и социальные ориентиры. Особое значение связано с межрегиональным научно-техническим сотрудничеством в разработке крупных инновационных проектов, позволяющим эффективно использовать имеющийся научно-технический потенциал вузов, научно-исследовательских институтов, проектных организаций и предприятий. В качестве примера можно привести Комплексную научно-техническую программу СЗФО до 2030 г. как инструмента инновационного развития макрорегиона [19]. Наступило время включения результатов фундаментальных исследований в инновационный процесс развития промышленности, реализовывать стратегические инновации как из-за обострения глобальной конкуренции, так и необходимости выхода страны на новый этап экономического и социального развития [20]. Имеющийся в приарктических странах опыт управления разработкой и реализацией инноваций требует дальнейшего изучения. Имеющиеся проблемы свидетельствует о необходимости совершенствования инновационного развития промышленности как основы управления АЗРФ. Возможности инновационного промышленного развития АЗРФ могут быть сильно ограничены, если не будут решены проблемы конкурентоспособности промышленных предприятий, с одной стороны, и развития наукоемких отраслей, с другой стороны [21]. Для устранения или минимизации факторов, негативно влияющих на инновационное развитие экономики Арктики, необходима государственная инновационная политика, которая должна состоять в содействии выходу высокотехнологичных компаний на мировые рынки, привлечению прямых иностранных инвестиций для реализации инновационных проектов, росту международного научно технического сотрудничества [3]. При реализации модели инновационного развития промышленности следует принимать во внимание необходимость решения вопросов, имеющих долгосрочный характер, таких как структурный кризис, уровень жизни населения, финансовые средства предприятий, износ производственных фондов, и особенно дефицит высококвалифицированных кадров. Для успешного освоения арктических ресурсов ключевое значение имеет технологический фактор. Потребуется разработка принципиально новых способов разведки, обустройства и эксплуатации месторождений, не обойтись без серьезных новаций и в области транспортировки углеводородов. Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) становится зоной сосредоточения магистральных транспортных коммуникаций. Особая роль в транспортном обслуживании северных территорий России отводится Северному морскому пути - кратчайшему морскому пути между европейской частью России и Дальним Востоком. Исключительно важную роль Арктика играет в обеспечении обороноспособности страны [22]. Для модернизации экономики АЗРФ на основе инновационного промышленного развития необходимо сочетание и согласование на региональном уровне инновационной политики, разрабатываемой 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz